«Злое»: Злокачественный человек
9 сентября в прокат выходит «Злое», новый хоррор Джеймса Вана («Пила», «Заклятье») с Аннабелль Уоллис («Проклятие Аннабель») в главной роли. О том, как звёздный хоррормейкер вернулся к своим истокам – рассказывает Иван Афанасьев.
«Злое» / Malignant (2021)
Режиссер: Джеймс Ван
Сценарий: Акела Купер, Ингрид Бису, Джеймс Ван
Оператор: Майкл Бёрджесс
Продюсеры: Джеймс Ван, Майкл Клиар, Эрик МакЛеод и др.
Мэдисон – добрая и отзывчивая девушка, над которой постоянно издевается супруг. Однажды, после очередных побоев, у нее случается выкидыш – после чего у девушки начинается депрессия. Затем некто (или даже нечто) проникает в их дом и убивает супруга-абьюзера, что окончательно доканывает несчастную; единственной опорой для неё становится общение с сестрой. И нет бы всё на этом закончилось – но со временем на неё начинают накатывать зловещие сны наяву, в которых жуткое существо, прикончившее мужа, убивает других людей, она никак не может вырваться из этого наваждения. Попытавшись выяснить, что с ней происходит, героиня обнаруживает страшную связь между монстром и её прошлым, в котором, как оказалось, полным-полно тёмных тайн.
После пары крупных студийных проектов Ван вернулся к инди-хоррорам, получив, вместе со скромными средствами на реализацию (думается, бюджет едва ли выходит за рамки $20 – 25 миллионов) полную творческую свободу. И позволил себе от души оторваться: «Злое» действительно очень злое, нахрапистое, по-настоящему жуткое кино, которое не стесняется жонглировать привычными зрителю штампами, с удивительным изяществом соединяя их в дикий гибрид из ужасов, боевика и семейной драмы. Зритель до последнего будет думать, что всё просчитал, всё понял и предсказал концовку фильма вплоть до финального твиста. Детективная составляющая для знатока жанра и правда будет довольно скромной: в открывающей сцене нам прямо намекают на связь между человекоподобным убийцей и медициной, в которую с головой ушла главная героиня. На то, что они связаны, намекает вообще всё – тоже с самого начала. Короче говоря, жанрово фильм вроде бы не предлагает никаких изысков.
Так почему же фильм смотрится на одном дыхании? Будто не было ни Кроненберга, ни Крэйвена, ни Гордона, ни Карпентера, ни всевозможных j-хорроров. Ты просто сидишь как ребёнок и подбираешь слюни, глядя на то, как скромный гений Вана, которому наконец позволили выпустить внутреннего зверя наружу, кромсает все привычные схемы, разрывая ожидания на куски. Сам Ван говорил, что это тот фильм, который он мечтал снять всю свою жизнь. Запредельная жестокость, изобретательные элементы боевика, неожиданная интерпретация темы онкологических заболеваний (у самого режиссёра отец умер от рака), двуликость мира, в данном случае – более чем буквальная. Впрочем, о самых интересных моментах лучше не распространяться, чтобы не испортить зрителю удовольствие.
Если же постараться говорить, не посыпая текст спойлерами, как голову пеплом, то «Злое» – это тысячеликий Джеймс Ван, своего рода антология режиссёра, в которую он вложил всё, что ему близко. Это и классический, пробирающий до самой хрупкой косточки хоррор, от которого у особо впечатлительных будут трястись поджилки, как осенние листья на ветру. Это и слэшер, в котором ты поочередно зажимаешь пальцы, загадывая, кого убьют следующим. Это и monster movie – загадочный убийца по имени Габриэль, обладатель весьма интересной внешности, в которой сочетаются человеческое начало и звериная натура, будто пришедший из фильма «Довод» (сами увидите), является одним из главных аттракционов фильма. Это и фем-кино, про токсичную маскулинность, которая в этом фильме выражена, пожалуй, маскулиннее, чем в любой картине, нацеленной на «Оскар». Это и семейная драма, про принятие своих родных, такими, какие они есть. Плюс, это ещё и дань уважения итальянским джалло и вообще классике начала второй половины XX века, вроде фильмов Уильяма Касла. И ещё это чуточку боди-хоррор – зато такой, что Кроненберг запросто может похлопать своими ложноножками.
Короче, это такая аллея славы хоррора. И выглядит это чертовски здорово: инди-сущность «Злого» вообще не ощущается. Он смотрится, как сделанный с большой фантазией мини-блокбастер, вполне в духе того же «Заклятья». Всё потому, что каждый фрагмент фильма отутюжен до блеска: к сценарию не прикопаешься; задумка с монстром и его происхождением – вроде бы сто раз такое видели, но как же круто; даже Аннабелль Уоллис, недаром артистка экстра-класса, показывает все грани своего мастерства, хотя зрителей хорроров хорошими актёрскими работами вроде как потчевать не принято. В общем, «Злое» лишний раз доказывает, как полезно иногда дать режиссеру с фантазией в перерывах между крупными студийными проектами слегка оторваться.