«Король и Шут»: проклятый старый дом

На Кинопоиске вышли первые две серии «Короля и Шута». И это настоящее событие для поклонников панк-музыки разных возрастов, знакомых с творчеством Горшка, Князя и других «тёмных повелителей» и тех, для кого слово «лесник» связано с музыкой, а не профессией. Геннадий Гусев посмотрел первые две серии и размышляет о ценности проекта, хвалит его визуальные решения и рассказывает, почему этот проект стоит внимания любого зрителя.


«Король и Шут» (2022)

Режиссер: Рустам Мосафир
Сценарий: Дмитрий Лемешев, Рустам Мосафир
Оператор: Степан Бешкуров
Продюсеры: Дмитрий Нелидов, Александра Ремизова, Михаил Китаев, Игорь Гудков, Ольга Филипук, Александр Сыров


Премьера сериала «Король и Шут» стала настоящим событием в рунете. Первые два эпизода, которые показал онлайн-кинотеатр «Кинопоиск», посмотрели рекордные для сервиса 410 тысяч человек. Шоураннером проекта выступил Дмитрий Нелидов — продюсер, известный по фильмам «Каникулы строгого режима», «Адмиралъ» и «Горько!», а также по сериалам «Последний мир», «Пищеблок» и «Монастырь». Руководил съемочным процессом Рустам Мосафир — режиссёр и актер, самой известной работой которого в режиссёрском кресле стал фэнтези-блокбастер «Скиф».

В своих интервью авторы сериала называют «Короля и Шута» панк-сказкой. Действительно, проект является нестандартным байопиком. В нем присутствует две основные сюжетные линии. Одна из них — классическое жизнеописание будней музыкального коллектива, вторая — сказочные, ирреальные сюжеты, навеянные песнями группы. В этих эпизодах Михаил «Горшок» Горшенев и Андрей «Князь» Князев становятся героями собственных творений.

Этот выдуманный мир — интересный, выпуклый, сюрреалистичный. Его мистические и полумифические истории недвусмысленно отсылают к культовым фэнтези-фильмам 80-х: «Бесконечной истории», «Лабиринту», «Леди-ястребу», «Принцессе-невесте».

Конечно, бюджет сериала не мог соперничать с бюджетами полнометражных голливудских картин, но визуально история впечатляет. Благодаря светотеневому рисунку, грамотному использованию цветовой палитры (сепия в сценах реальной жизни и обилие синих и фиолетовых оттенков в эпизодах фэнтези-ответвлений), имитации под плёнку, использованию камеры, стилизованной под любительскую, и изображению в формате 3:4 «Король и Шут» выглядит привлекательно.

Добавляют интереса главные герои. Играющие «Горшка» и «Князя» Константин Плотников и Влад Коноплёв обаятельны и харизматичны. И хотя можно придраться к тому, что сходство актёров и музыкантов далеко не стопроцентное, в контексте показанного это не представляется важным. Плотников и Коноплёв копируют манеры разговора солистов «Короля и Шута», их мимику и язык тела. Попадание в образ — не абсолютное, но точное. Скорее, это интересная интерпретация культовых музыкальных рок-героев.

Два протагониста заметно отличаются друг от друга. «Горшок» представлен персонажем непростым и трагическим (да и могло ли быть иначе, учитывая судьбу артиста?), тогда как «Князь» показан более приземлённым и понятным. Упрощенно говоря, Горшенев — это добрая версия Джокера, а Князев — Бэтмен. С той лишь разницей, что фокус, в отличии от хрестоматийных героев Боба Кейна, Билла Фингера и Джерри Робинсона, сместился, и главным действующим лицом стал суперзлодей, а не Тёмный рыцарь.

Зла, впрочем, в сериале Нелидова тоже хватает, но подано оно театрально, в нарочито далёком от его реального воплощения виде. Так, в ходе одной из ярких сцен телепостановки показана знаменитая стычка группы с ОМОНом. До демонизации властей или противопоставления простого человека и системы, однако, не доходит. «Король и Шут» — больше про внутренние сражения, чем про внешние.

Важное место в телепостановке занимает тема внутреннего конфликта «Горшка». По крайней мере, это однозначно обозначено в первых двух эпизодах сериала. Как обычный, вроде бы ничем не примечательный молодой человек стал лидером культовой рок-группы? Что такое анархия? Как в одном человеке уживались вроде бы взаимоисключающие друг друга страсть к жизни и влечение к смерти? Каким образом его личная трагедия разрослась до впечатляющих масштабов, сделав заложниками ситуации всех участников музыкального коллектива? Эти непростые вопросы заявлены здесь в качестве одних из основных.

Для того, чтобы адаптировать повествование под стиль жизни и характер главного героя (а «Горшок» здесь, вне всякого сомнения, — персонаж фокальный и центральный), авторы постоянно тасуют временные линии. История часто перескакивает из конца 80-х в начало нулевых, а затем в середину девяностых и обратно.

Эксцентричность артистов подчеркивается разрушением четвёртой стены, частым зумированием и обилием фееричных концертных номеров. Несмотря на «страшный» грим участников группы, не самые простые темы (саморазрушение, кажется, — один из основных лейтмотивов сериала) и довольно мрачную атмосферу, «Король и Шут» смотрится легко. Избранный авторами ироничный, юмористический, немного абсурдистский тон повествования очень идет произведению.

А благословение со стороны участников группы (один из продюсеров сериала — Андрей Князев, а саундтрек написал младший брат «Горшка» Алексей Горшенев) является очевидным подтверждением — художественная версия истории «Короля и Шута» определенно заслуживает внимания.

Share on VK
Геннадий Гусев

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.98MB | MySQL:107 | 0,844sec