Самые запоминающиеся фильмы по книгам Говарда Лавкрафта: Топ мистических хорроров, лишающих сна
Один из самых известных писателей-фантастов начала двадцатого столетия, американский автор десятков ужасов Говард Лавкрафт стал родоначальником отдельной категории фильмов – оригинальных лавкрафтовских ужасов. По его произведениям снято 85 достойных образцов жанра хоррор, при этом в некоторых проскальзывают аллюзии напридуманные Лавкрафтом артефакты: например, выдержки из вымышленной книги «Некрономикон» или использование легенды о таинственном и ужасном божестве Ктулху. О том, какое кино по Лавкрафту заслуживает особенного внимания, читайте в топ-листе RussoRosso.
«Заколдованный замок» / The Haunted Palace
(реж. Роджер Корман, 1963)
Экранизация произведений Лавкрафта и Эдгара По при участии мегалодона жанра ужасов Френсиса Форда Копполы. «Случай Чарльза Декстера Варда», повесть 1927 года, лежащая в основе сценария, стала первым произведением, получившим выход на большой экран. Книга, написанная в духе готического романа, повествует о непростых отношениях отцов и детей на фоне мистических событий в маленьком городке Аркхэм.
Главный герой фильма, Чарльз Декстер Вард, спустя столетие возвращается в забытое имение своего сожженного горожанами предка, обвиняемого в колдовстве и кровавых жертвоприношениях. Принимая смерть через огонь, колдун проклял город и всех его жителей, обещая страшную месть. Вскоре после приезда Чарльз понимает, что таинственные дома скрывают ужасающих мутантов, а в стенах замка все еще живет зловещий дух старого колдуна.
«Умри, монстр, умри!» / Die, Monster, Die!
(реж. Дэниэл Хэллер, 1965)
Кино основано на произведении Лавкрафта «Сияние извне» — 1927 года, в иных переводах, «Цвет из иных миров», «Космический цвет», «Нездешний цвет». Как и все фильмы по Лавкрафту, действие «Монстра» погружает зрителя в излюбленный писателем сюжет, перенося составляющие его зловещие события в тихую английскую провинцию, чья жизнь была всерьез взбаламучена падением метеорита.
Ученый из Бостона Стивен Рейнхарт гостит у семьи своей невесты Сьюзан, где внезапно обнаруживает откровенную неприязнь и враждебность местных жителей к роду Уитли. Во время семейного ужина главный герой отмечает странное поведение будущего тестя, который требует его немедленно покинуть дом. Ночью Стивен просыпается от странных звуков и видит Нейхема Уитли, отягощенного непривычной ношей – полновесным гробом. В спальне отца семейства молодой ученый замечает подозрительного вида пепел, похожий на очертания сгоревшего человека, а из оранжереи льется таинственный свет…
«Данвичский ужас» / The Dunwich Horror
(реж. Дэниэл Хэллер, 1969 / реж. Ли Скотт, 2009)
Будучи дважды экранизированным, «Ужас Данвича» повествует о зловещем божестве Ктулху. Мифы, придуманные писателем, стали популярны среди поклонников жанра хоррор и дали жизнь тысячам произведений в литературе и кинематографе, и не только в фильмах по произведениям Лавкрафта. Пускай «Данвичский ужас» 1970 года уступает в визуальной составляющей экранизации 2009 года, но в обоих фильмах бережно сохранена атмосфера лавкрафтовского стиля: таинственный замок, страшный секрет достойного семейства, леденящий кровь ужас и мистическое существо, преследующее своих жертв во сне и наяву.
«Реаниматор» / Re-Animator
(реж. Стюарт Гордон, 1985)
«Герберт Уэст – реаниматор» — этот рассказ 1922 года дал жизнь нескольким полнометражным фильмам по книгам Лавкрафта с аналогичным названием и надежно закрепился в топ-листе классики ужасов. Сюжет повествует о приключениях талантливого студента медицинского университета Дэна Кейна, которого судьба сводит с безумным ученым из Швейцарии Гербертом Уэстом. В навязчивых попытках победить смерть Уэст с напарником создают невероятную сыворотку, призванную оживлять мертвецов и исцелять смертельные болезни. Поиски подопытного материала заводят молодых людей слишком далеко –после кошек и свежезарытых мертвецов с кладбища в их руки попадает еще живой руководитель лаборатории – доктор Хилл.
«Извне» / From Beyond
(реж. Стюарт Гордон, 1986)
Фильм снят режиссером Стивеном Гордоном, верным поклонником и последователем стилистике Лавкрафта, который годом ранее стал создателем нашумевшего «Реаниматора». Кто из нас не хочет верить в существование параллельных миров? Возможно, совсем рядом кроется переход в таинственный и манящий коридор, который перенесет в неизведанные края. Сюжет фильма завязан на идее постижения потусторонних сил, которые становятся объектом изучения группы ученых, создавших машину для перенесения в иные миры. Никто не могпредположить, каких страшных монстров выпустит дверь, распахнутая в другую параллель вселенной…
«Проклятие» / The Curse
(реж. Дэвид Кит, 1987)
Не первая и не последняя попытка киношного пересказа «Цвета из иных миров». Сюжет фильма демонстрирует современный быт американской провинции и набожного скромного фермера Нейтана Крейна. События раскручиваются вокруг падения метеорита с непонятной жижей внутри. Помимо недопонимания между членами семьи Нейтана, на ферме также происходят странные вещи: животные неожиданно бросаются на людей, земля вокруг обрастает неизведанными растениями-мутантами, и даже вода из нового колодца будто протухла и обрела неприятный вкус. Жена фермера сошла с ума, а члены семьи страдают от ужасающих язв на теле, полных червями.
Фермер ищет в происходящем библейское объяснение, он верит в проклятие земли в своих угодьях, тогда как анализ воды, взятый местным врачом, обнаруживает неизведанное науке вещество. Тем временем в доме Нейтана происходят кошмарные события, и члены его семьи превращаются в ужасных мутантов…
«Неименуемое» («Невыразимый ужас») / The Unnamable
(реж. Жан-Поль Уеллетт, 1988)
Как и многие фильмы по произведениям Лавкрафта, «Неименуемое» создано на основе сюжетов классического хоррора. Повествование начинается с освещения событий давно минувших лет, происходивших в конце XVIII века. В городе находят тело местного чернокнижника, погибшего от руки своей дочери-монстра. Дом колдуна запирают, а его труп хоронят во дворе.
Далее сюжет развивается в наши дни, во время шумной вечеринки студентов, забравшихся в колдовской дом. В самый разгар веселья подростки находят голову таинственно пропавшего друга и приходят в неописуемый ужас. Кроме того, один из студентов обнаруживает в библиотеке дома таинственную книгу – Некрономикон, а значит, зло уже готово вырваться на свободу в поиске новых жертв…
«Воскресший» / The Resurrected
(реж. Дэн О’Бэннон, 1991)
Фильм является еще одной импровизацией на тему романа Говарда Лавкрафта «Случай Чарльза Дестера Варда». Экранизация повествует о безумном ученом, который ставит эксперименты над трупами, что беспокоит его жену. Миссис Вард обращается к детективу с просьбой помочь разобраться в странностях супруга. Расследование вытаскивает на поверхность страшную тайну: телом Варда завладел черный маг, убитый столетие назад и снова воскресший в лице главного героя при помощи старинных колдовских дневников, о которых прознал в свое время Вард. Бедный ученый не ведал, какую страшную силу он пробудил, воспользовавшись описанными в записках колдуна заклинаниями. Но зло уже проснулось и требует еще больше свежей плоти и крови для обретения прежних сил…
«Некрономикон» («Книга мертвых») / Necronomicon
(реж. Кристоф Ганс, 1993)
Некрономикон – вымышленная книга магических ритуалов, отсылки к которой регулярно встречаются в творчестве Лавкрафта. Фильм «Книга мертвых» является вольной интерпретацией рассказов писателя в виде трех киноновелл. По сюжету кино главным героем является сам Говард Лавкрафт, волею судьбы занесенный в таинственное и манящее книгохранилище. Здесь он находит старинную книгу мертвых – Некрономикон, страницы которой наполнены ужасом колдовских ритуалов и обрядов. Книга открывает Лавкрафту три зловещие повести – «Утопленница», «Холод» и «Шорохи», в действие которых писатель мысленно переносится, прочитав загадочный текст. Эта история могла бы закончиться хорошо, если бы герой знал, какую цену запросит книга мертвых за поведанные ею тайны.
«В пасти безумия» / In the Mouth of Madness
(реж. Джон Карпентер, 1994)
Сюжет этого фильма по Лавкрафту отсылает к повести 1936 года «Хребты безумия». Экранизация переняла из произведения писателя не только название, но и мифических существ культа Ктулху, а также, прямое упоминание отдельных героев и даже отрывков текста из книги.
Фильм повествует о приключениях страхового следователя Джона Трента, которого работа заносит в тихий провинциальный городок. Здесь он должен встретиться с автором фантастических книг об ужасных монстрах, с которым издательство потеряло связь. В процессе поиска писателя становится ясно: сюжеты его книг полностью повторяют местность и персонажей, окружающих автора в реальной жизни.
Главного героя посещает ужасающая мысль: тексты книг – попытка открыть дверь в потусторонний мир кошмарным созданиям, жителям параллельных миров. Джон пытается предотвратить массовое распространение чудовищных произведений, но страшный механизм уже запущен.Читатели верят автору и сходят с ума, открывая души и Землю монстрам из жутких миров…
«Урод в замке» / Castle Freak
(реж. Стюарт Гордон, 1995)
Жуткая экранизация одноименной повести Говарда Лавкрафта, рассказывающая историю одной семьи. Сюжетная линия начинается с демонстрации жизни итальянской герцогини, которая живет в большом таинственном замке вместе со странным сыном. Сын богатой женщины содержится в подземелье, его кормят через узкое окошко и постоянно избивают плетью. Но век герцогини недолог, и после ее смерти замок и таящийся в его стенах ужас переходят по наследству молодой американской семье.
Джон и Сьюзан счастливы, что им в руки приплыл такой щедрый дар. Вместе со слепой дочерью Ребеккой супруги переезжают в замок, еще не зная о том, что скрывают темные коридоры и холодные залы. Сын герцогини, сумасшедший урод, вырвался на свободу из своего заточения и прячется во дворцовых спальнях. Счастливое семейство не замечает ничего подозрительного, пока в замке не происходит первое убийство…
«Гемоглобин» / Bleeders
(реж. Питер Сватек, 1997)
Экранизация рассказа «Затаившийся ужас» — 1923 года рассказывает о смертельно больном молодом человеке, решившем посетить на закате жизни родовое имение и выяснить тайны своей семьи.
Кроме мистических приключений и леденящих кровь монстров, в фильме прослеживается явный драматизм, присущий жизни главного героя. Находясь на пороге смерти, он ищет себя, мучимый грязными секретами предков и историей своего происхождения в результате инцеста и кровосмешения в семье. Страшная и загадочная тайна голландской девушки и ее брата-близнеца приводит к появлению омерзительных монстров, запертых в замковых катакомбах и горящих жаждой мести…
«Дагон» / Dagon
(реж. Стюарт Гордон, 2001)
Еще одно талантливое творение режиссера Гордона по мотивам произведения Лавкрафта «Тень над Иннсмутом» — 1936 года издания. Дагон относится к мифологии Ктулху и является морским божеством, по сюжету фильма управляющим жителями острова Иннсмут. Семейная пара, волею судьбы оказавшаяся на острове, замечает странное поведение живущих там людей. Череда опасных приключений открывает супругам страшную тайну: слуги Дагона используют женщин поселения для продолжения собственного рода, а значит, все селяне являются не людьми, а потомками жуткого морского чудовища. Ужас путешественников не знает границ, когда становится ясно: уготованная им участь очередных жертв монстров не оставляет шансов на спасение из лап зловещего божества.
«Зов Ктулху» / The Call of Cthulhu
(реж. Эндрю Лиман, 2005)
Помимо полнометражных экранизаций отдельного внимания заслуживают и короткометражные фильмы по книгам Лавкрафта. Одним из таких является легендарный «Зов Ктулху» (1928), снятый по мотивам одноименного рассказа. Фильм стилизован под прижизненную экранизацию произведения и отсылает к черно-белому немому кино двадцатых годов. Благодаря потрясающей актерской работе и видению режиссера «Зов Ктулху» можно назвать самым блестящим воссозданием ужасов Лавкрафта на экране кино. Сюжет фильма полностью отзывается оригинальному тексту. Зритель становится участником событий трех связанных между собой историй, рассказывающих о жизни главного героя и его столкновении с загадочным божеством Ктулху.