Пришельцы, маньяки и красные носы: Топ-5 клоунских хорроров
Одна из самых примечательных особенностей хоррора — его способность творчески перерабатывать даже самые далекие от ужаса вещи. Взять, к примеру, клоунов. Хотя они традиционно ассоциируются со старомодным цирковым юмором и, на первый взгляд, совершенно безобидны, в рамках хоррор-жанра такой персонаж, как злобный клоун, занимает пусть и небольшое, но почетное место наряду с инфернальными демонами, маньяками-убийцами и мстительными призраками. Сегодня RussoRosso расскажет о том, каков был творческий путь клоунов в нашем любимом жанре, представив вашему вниманию пять наиболее интересных и важных клоунских хорроров.
«КРОВАВАЯ ШУТКА» / THE CLOWN MURDERS
(реж. Мартин Берк, 1976)
Самый первый фильм про клоунов-убийц, вышел ровно 40 лет назад и, строго говоря, к хоррору имел косвенное отношение. Кино Мартина Берка — это история, начинающаяся как триллер о похищении человека и плавно перетекающая в протослэшер. Его сейчас мало кто помнит, и нельзя сказать, что незаслуженно: художественных достоинств у этого фильма немного. Но факт остается фактом: именно здесь впервые появляется образ убийцы в клоунском костюме, закрепившийся со временем среди жанровых типажей и ставший неотъемлемой частью популярной культуры.
«КЛОУНЫ-УБИЙЦЫ ИЗ КОСМОСА» / KILLER KLOWNS FROM OUTER SPACE
(реж. Стивен Чиодо, 1988)
Вполне вероятно, лучший трэш-хоррор на клоунскую тематику из всех, когда-либо созданных. Этот восхитительно стильный фильм был сделан усилиями двух братьев Чиодо, долгое время работавших со спецэффектами в самых различных картинах (они, например, придумали дизайн пришельцев из «Зубастиков», 1986) и наконец раздобывших немного денег для реализации собственного сценария. Свои профессиональные знания и финансовые возможности братья использовали на полную катушку, что позволило создать фильм ужасов с клоунами, прямо-таки фонтанирующий идеями. По мере развития сюжета (прямого, как шпала, но кого это волнует в фильме с таким названием?) градус безумия все нарастает и нарастает: здесь космические корабли замаскированы под цирк-шапито, из попкорна вылупляются червеобразные клоунские зародыши, а сами инопланетные клоуны-людоеды маринуют людей в сладкой вате — и это далеко не все. Помимо прочего, в фильме весьма примечательный саундтрек от The Dickies с моментально запоминающейся заглавной песней. Одним словом, культовая классика как она есть.
«ДОМ КЛОУНОВ» / CLOWNHOUSE
(реж. Виктор Сальва,1989)
Если предыдущий «страшный фильм про клоунов» — это буффонада, замаскированная под хоррор, то «Дом клоунов» — психологическая драма, умело спрятанная внутри фильма ужасов. Сюжет, как часто бывает в хороших хоррорах, предельно прост: трое братьев (младший, средний и старший) остаются на выходных дома одни и сталкиваются с бандой психопатов в клоунских костюмах. За незатейливой фабулой без каких-либо твистов скрывается история о взрослении как болезненном процессе преодоления собственных страхов. Дебютный фильм Виктора Сальвы (будущего автора «Джиперс Криперс», 2001) можно считать одним из самых серьезных хорроров о клоунах-убийцах, и его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть, как можно работать с образом злого клоуна, не соскальзывая ни в пародию, ни в банальное смакование членовредительства.
«ОНО» / IT
(реж. Томми Ли Уоллес, 1990)
Да, это телевизионная постановка. Да, это явно не лучшая экранизация Стивена Кинга. Но здесь есть Пеннивайз, и за это фильму можно простить очень и очень многое. Потрясающая актерская игра Тима Карри (заслужившего культовый статус за главную роль в легендарном «Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975) вытягивает работу режиссера Томми Ли Уоллеса, превращая ее в нечто запоминающееся. Образ Пеннивайза — это едва ли не единственная персонификация злого клоуна в хорроре: подавляющее большинство других монстров в клоунских костюмах — анонимы, и про них мы практически ничего не знаем. Клоун-монстр из Дерри, напротив, обладает не только яркой внешностью, но и самостоятельной историей, будучи органичной частью городской хроники с незапамятных (буквально) времен. В книге эта связь чувствуется лучше, но и в экранизации от нее осталось достаточно, чтобы передать атмосферу городка, в котором зло стало неотъемлемой составляющей повседневности.
«КЛОУН» / CLOWN
(реж. Джон Уоттс, 2014)
Дебютный фильм Джеймса Уоттса (протеже Элая Рота) примечателен тем, что это первая за очень долгое время попытка рассказать историю о клоуне-монстре вне какого-либо юмористического контекста, исключая не только черный юмор, но и трэш-компонент. В чем-то кино напоминает «Дом клоунов», но если фильм ужасов про клоунов Сальвы — это история о том, как человек преодолевает воплотившиеся детские страхи, то картина Уоттса — рассказ о борьбе со злом, которое овладевает человеком. Сюжет, в общем, распространенный в хорроре, но здесь он разворачивается на фоне истории о монстроузном клоуне, причем без какой-либо постмодернистской иронии. Все серьезно, мрачно и достаточно кроваво.
Учитывая, что в последнее время из разных частей мира регулярно приходят сообщения о зловещего вида клоунах, пугающих кого ни попадя, могут возникнуть опасения, что скоро мы станем свидетелями нового витка развития ужасов с клоунами, но на этот раз основанных на реальных событиях.