«Чистое место»: Там, где не сорят
29 июля в прокат выходит триллер Никиаса Криссоса «Чистое место». О том, чем для зрителя оборачивается эта история о тоталитаризме и ненависти к грязи, рассказывает Владимир Бурдыгин.
«Чистое место» / A Pure Place (2021)
Режиссер: Никиас Криссос
Сценарий: Никиас Криссос, Ларс Хеннинг Юнг
Оператор: Йоши Хеймрат
Продюсеры: Алексис Витгенштейн, Танассис Кристопулос, Йоргос Кириакос и др.
Мальчик, девочка, изолированный остров. И тоталитарная секта. Ирина и Пауль живут в подсобных помещениях огромной фабрики, вместе с ними там же обитают и другие дети. Замызганные, вечно грязные, они денно и нощно гнут спину на производстве. Где-то рядом живут и другие люди – чуть повзрослее, сильно почище, кажется, они совсем не работают. Главенствует и над первыми и над вторыми Фуст – недосягаемый маг, духовный лидер, преклонить колени перед которым – не столько обязанность, сколько честь.
Пусть столь амбициозный задел и не сулит детишкам много-много радости, но зрителям-то точно полагается нарядная новогодняя елка зрелищ и смыслов. Однако же, несмотря на жаркое лето как за окном, так и на экране, со временем неумолимо возникает подспудное ощущение, что мозг укутывается снежком и засыпает под песенки метели.
«Чистое место» — второй полнометражный фильм Никиаса Криссоса. Первый, «Бункер», был кафкианской комедией, прокатившейся по многим и многим фестивалям, в том числе и по Берлинскому. «Чистому месту» пока приходится довольствоваться лишь Мюнхеном. С самого начала картина удивляет буквальностью трактовки названия – в секте культ чистоты. Не душевной или какой-то избирательной, а именно что телесной – все моются по несколько раз в день, следят, чтобы нигде не было земли или пыли. Фабрика производит, как нетрудно догадаться, мыло, причем, кажется, из всех возможных и невозможных отходов жизнедеятельности остального мира. Заниматься этим не замаравшись нельзя, поэтому дети на острове на правах индийских неприкасаемых.
Чем дольше эта безумная экспозиция разворачивается, тем больше появляется вопросов, вспоминаются уже и древнегреческие трагедии, и Сорокин с «Нормой», и «Клык» Лантимоса, и даже «V — значит вендетта», но Криссос идет своим путем. Прямым на грани дуболомности, с противопоставлением чистоты внутри чистоте снаружи, с объяснением всего, о чем не спрашивали и умолчанием того, о чем все же, наверное, стоило бы рассказать. «Чистое место» — поразительный пример соотношения ожидаемого с реальным как в анекдоте о прикрученном к потолку унитазе – случается все, что и должно было случиться, но в это все равно невозможно поверить.
Возможно, «Чистое место» — комедия, а не фантастический триллер, все-таки первый фильм постановщика был именно из этой области. А так картина Криссиоса больше напоминает работы Люсиль Хадзихалилович, особенно «Эволюцию», но в адаптации для самых маленьких – с хэппи-эндом, с разъяснениями о том, кто, что, откуда и куда. Все вопросы решены, но вместе с водой выплескивается и ребенок – самым невозможным из исходов кажется восторг, удовольствие принесено в жертву логике. Слоган «Готов ли ты к переходу?» звучит как издевательство – видимо, не готов.