«Дети кукурузы»: детские игры на солнце
В прокат выходят «Дети кукурузы» — новая экранизация классического рассказа Стивена Кинга. О том, получилось ли у Курта Уиммера («Эквилибриум», «Ультра Вайолет») обновить культовый хоррор – читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Дети кукурузы» / Children of the Corn (2023)
Режиссёр: Курт Уиммер
Сценарий: Стивен Кинг, Курт Уиммер
Оператор: Эндрю Роулэндс
Продюсеры: Джон Балдеччи, Даг Барри, Лукас Фостер
Жители небольшого городка где-то в Небраске горячо обсуждают предложение правительства выдать им субсидии, если местные фермеры откажутся выращивать кукурузу. Урожаи сокращаются, и выращивать злаки становится всё накладнее, так что властям проще профинансировать переход на другие культуры. Пока взрослые дискутируют, двенадцатилетняя Идэн собирает городских детей вокруг себя, и начинает убивать всех, кто угрожает кукурузе, но это не спонтанный взрыв ярости: девочка проповедует новую религию, центром которой станет поклонение древним духам, живущим на кукурузном поле. Единственная, кто может помешать фанатикам, – смышлёная Болейн Уильямс и её друзья, уцелевшие во время всеобщей резни.
Хотя франшиза про детей-сектантов насчитывает больше десятка частей, культовой стала лишь самая первая. Это, в общем-то, вполне объяснимо: в «Детях кукурузы» (1984) был отличный саспенс, густая атмосфера заброшенного – но не безопасного – городка, плюс неплохие актёры. При этом, несмотря на обилие фильмов, собственно ремейков во франшизе насчитывается лишь два: версия 2009-го года и нынешний фильм Курта Уиммера. Если работа Дэвида Боркерса была старательной, но откровенно вторичной переделкой оригинала, то Уиммер адаптировал кинговский сюжет к современным реалиям. В этом смысле новые «Дети кукурузы» — не столько ремейк классики, сколько новое прочтение всем известного рассказа.
Так что сценарий на этот раз строится не вокруг взрослых, попавших в город обезумевших детей, а на том, чтобы показать, как безобидные мальчишки и девчонки превращаются в фанатичных убийц. В центре внимания здесь две группы: те, кто собрался вокруг Идэн, и те, кто решил ей противостоять. Правда, острота борьбы начинает ощущаться лишь к середине фильма, когда планы зловещей девочки станут ясны – и Бо останется один на один с кукурузной детворой. Вся эта сюжетная схема работает, увы, не лучшим образом.
Во-первых, первая треть фильма отчаянно буксует из-за того, что Уиммер (не очень удачно) заигрывает с социальным комментарием. Он то пытается указать на межпоколенческий разрыв, как симптом раскола в обществе, то рисует широкими и топорными мазками вымирание американской провинции. Все эпизоды, призванные обозначить эти темы, выглядят как неуклюжая попытка превратить потенциально крепкую «бэшку» в «возвышенный хоррор».
Во-вторых, многие сцены смертей оформлены донельзя банально. Сюжет о детях, систематически убивающих взрослых по всему городу, даёт возможность показать огромное количество креативных или хотя бы кровавых убийств, но Уиммер вместо этого решает прихлопнуть всех разом. И даже такую сцену можно было выполнить в лучших традициях «Техасской резни бензопилой» или «Пятницы 13-е». А на деле выглядит она попыткой поскорее избавиться от лишних персонажей.
Как ни странно, ближе к кульминации «Дети кукурузы» лишаются многих недостатков. Темп уверенно нарастает, дети с нездоровым блеском в глазах прочёсывают кукурузные ряды, а главная героиня лихорадочно ищет, где бы спрятаться. Здесь же в полной мере раскрывается талант Кейт Мойер, которая своей харизмой и актёрской игрой затмевает блеклую главную героиню. В образе Идэн невинная внешность сочетается с хладнокровием фанатика, а детский возраст актрисы усиливает зловещий эффект контраста. Поэтому каждое появление Мойер в кадре хотя бы отчасти скрашивает даже наименее удачные сцены.
Гвоздём программы становится появление Того, Кто Обходит Ряды – сделан и показан монстр на удивление добротно. Учитывая, что ни в фильме 1984-го, ни в версии 2009-го кукурузное божество толком не показывали, такой ход придаёт фильму ощутимую дозу оригинальности. Причём чудовище использовано не в паре сцен, а (как и Идэн) участвует в масштабной драке с Бо. За счёт этого традиционные для франшизы разборки среди злаков – определенно, самая зрелищная часть фильма.
Хоть громкого камбэка и не получилось, до безнадёжного провала тоже далеко. Вопреки проседающей динамике и неровному саспенсу, новые «Дети кукурузы» выглядят отнюдь не худшей частью франшизы. Разумеется, культом они не станут (ни в хорошем, ни в плохом смысле), а вот вечер скоротать помогут.
Читайте также:
Срежут под корень неправедных: религия, фанатизм и невинность во франшизе «Дети кукурузы»