«Идеальный пациент»: Социальный нуар по-шведски
На экраны выходит «Идеальный пациент» — основанный на реальных событиях триллер, который уже выдвинут на «Оскар» от Швеции. Рассказываем о жанровых свойствах этого фильма о маньяке, которого называли «шведским Зодиаком».
«Идеальный пациент» / The Perfect Patient / Quick (2019)
Режиссер: Микаэль Хофстрём
Сценарист: Эрленд Лу
Оператор: Рагна Йорминг
Продюсеры: Хелена Даниэльссон, Стефан Барон, Пер Бувенг и другие
Дистрибьютор в России: Capella Film (в прокате с 14 ноября)
В начале 1990-х в Швеции был арестован Томас Квик — человек, который вскоре прославился как самый изощренный маньяк в истории страны. На допросах он признался в нескольких десятках убийств, из которых следствие смогло доказать лишь шесть. В конце 2000-х журналист Ханнес Ростам обратил внимание на странности в деле Квика и попытался понять: действительно ли этот человек зло во плоти или преступник вовсе не тот, кем его пытались представить полицейские?
Режиссер Микаэль Хофстрём получил известность в Голливуде как постановщик мистических хорроров «1408» (2007) и «Обряд» (2011), а также тюремного экшна «План побега» (2013) с участием Сталлоне и Шварценеггера. По своей тональности «Идеальный пациент» далек от этих работ и напоминает скорее чуть менее известные проекты Хофстрёма: криминальный триллер «Цена измены» (2005) и политический неонуар «Шанхай» (2010). В жанровом плане «Идеальный пациент» — это драма в оболочке конспирологического триллера с классическим со времен Хичкока мотивом «не того человека».
Выбранным жанром объясняются и медленный темп развития событий, и акцент не на преступлениях, а на недостатках правоохранительной системы, за которые расплачиваются невинные люди. В отличие от финчеровского «Зодиака» (2007), фильм Хофстрёма имеет другую точку отсчета: убийца уже пойман, и теперь нужно понять, действительно ли он виновен в приписанных преступлениях. Поэтому зрителям и не предлагается следить за подробным полицейским процедуралом. «Идеальный пациент» больше похож на журналистское расследование, чем на мрачный детектив.
Хотя ритм при всей медлительности сюжета Хофстрём выдерживает хорошо, почти все основные персонажи недостаточно проработаны. Исключение составляет собственно обвиняемый Квик (Дэвид Дэнсик), который в течение фильма трансформируется из маньяка-чудовища во всеми брошенного человека, попавшего в жернова полицейского произвола. Остальным героям (хотя актеров и нельзя обвинить в халтуре) Хофстрём уделяет меньше внимания, оставляя фокус на расследовании.
В результате складывается любопытная детективная история, лишь немного связанная с триллером, но заслуживающая внимания всех, кто заинтересован в теме ошибочно обвиненных. «Идеальный пациент», может быть, и не идеальный скандинавский нуар, но интересное кино, особенно если учесть, что типично триллерная история оформлена здесь как драма с заметным социальным оттенком.
Читайте также: