«Избави нас. Одержимые»: древние пророчества, тайные секты и сила любви
В прокат выходит религиозный хоррор «Избави нас. Одержимые», в котором христианский мессианизм переплетается с зороастрийским пророчеством. Насколько эффектным получился столь экзотический микс — в рецензии Дмитрия Соколова.
«Избави нас. Одержимые» / Deliver Us (2023)
Режиссёры: Кру Эннис, Ли Рой Кунц
Сценарий: Ли Рой Кунц, Кэйн Кунц
Оператор: Исаак Бауман
Продюсеры: Исаак Бауман, Кру Эннис, Кэйн Кунц, Ли Рой Кунц, Элина Литвинова, Лили Пилт
В одном из отдалённых монастырей рядовая монахиня Юлия (Мария Вера Ратти) внезапно начинает испытывать родовые муки и покрывается стигматами. Разобраться в череде необъяснимых явлений Ватикан призывает кардинала Руссо (Александр Сиддиг) и отца Фокса (Ли Рой Кунц). Изучив древний свиток с тайным посланием зороастрийских жрецов, Руссо и Фокс приходят к выводу, что они присутствуют при непорочном зачатии. Юлия должна родить близнецов, один из которых станет Мессией, а второй — Антихристом. Но вскоре монахиню начинают преследовать агрессивные сектанты, поэтому священники укрывают девушку в глухой эстонской деревне. Здесь Фоксу и Руссо предстоит решить неизбежный вопрос: должны ли они убить невинного младенца до того, как он станет погибелью человечества, — или же оставить его в живых, надеясь на то, что братская любовь спасёт мир от апокалипсиса?
Зороастрийская мифология, христианская эсхатология, секретная секта детоубийц и солнечное затмение — ингредиенты, которые отлично подходят для забористого трэш-хоррора. Однако «Избави нас» неожиданно изящно соединяет их в эстетский слоубёрнер, где история о спасении мира становится историей любви. Здесь хоррор-компонент обрамляет религиозную драму, а сюжет построен вокруг идей первородного греха и целительных страданий. При этом, несмотря на всю масштабность тематики, «Избави нас» не валится под тяжестью амбиций, и работает как добротный мистический хоррор об одержимости.
Для начала, в фильме тщательно выдержана атмосфера нарастающей тревоги и отчуждённости. Потенциал «прибалтийского» сеттинга использован почти в каждом кадре: вокруг видны холодные белоснежные просторы, редкие чёрные пятна домов и деревьев, а над ними — небо цвета застывшего бетона. Блеклые, приглушённые цвета гармонируют с мрачной серьёзностью героев, которые быстро понимают, что происходящие с Юлией события — не просто чудо, но знак грядущих тяжёлых испытаний.
Сами ключевые персонажи прописаны неплохо, а вся финальная треть фильма вообще работает лишь за счёт динамики отношений Фокса и Юлии, когда они сражаются за то, как поступить с младенцами. Правда, на фоне любовной линии с монахиней и священником остальные герои выглядят схематично. Например, невеста священника Лаура (Яуне Киммел) много присутствует в сюжете, но, кажется, нужна была сценаристам только для одной сцены. Особенно обидно за Томаса Кречмана, который здесь оформлен как типичный злодей-заговорщик: на эту роль можно было взять хоть статиста из массовки, поскольку играть ему особо нечего.
Есть кое-какие вопросы и к сценарию в целом. Удивляет, что герои, спасая Юлию из монастыря, упорно не хотят обращаться в полицию, предпочитая залечь на дно посреди леса. Такой ход, может, и объясняется риском попасть в лапы сектантов, которые везде могут иметь своих людей, но примечательно, что никто эти риски всерьёз не обсуждает. Да и саспенс-сцен в фильме не так много, хотя сюжет даёт простор для разнообразных игр с реальностью — этот потенциал начинают активно использовать только под конец.
К счастью, «Избави нас» легко компенсирует недоработки за счёт выверенной атмосферы и драматической линии, которая строится не только вокруг христианской проблематики, но и обыгрывает весьма любопытный подход к теме одержимости. В классических сюжетах об экзорцизме (вроде «Изгоняющего дьявола» или «Избави нас от лукавого») речь идёт о захвате тела демонами, а в «Избави нас» одержимость злом изображена как медленное соскальзывание в маникальность, причем связанное не с жаждой греха, а наоборот — с желанием спасти человечество от гибели. Столь же примечателен и ответ, который даётся в фильме и отсылает к телесности Христа и опыту любви как силы, способной направить заблудшие души по верному пути.
«Избави нас» выглядит как достойная попытка снять хоррор-драму с религиозным оттенком. Да, не все детали здесь безупречно подлажены друг к другу, однако густая атмосфера, стильная картинка и внятно поданный сюжет перекрывают все недостатки.