«Круги дьявола»: Настоящие сатанисты слушают December Wolves
В российский прокат выходят «Круги дьявола» — режиссерская работа опытного монтажера Кевина Гротерта, побывавшая на нескольких американских жанровых смотрах и на прошлогоднем фестивале в Ситжесе. RussoRosso, впрочем, усомнился, что этот home invasion достоин быть вписанным в историю поджанра.
«Круги дьявола» / Jackals (2017)
Режиссер: Кевин Гротерт
Сценарий: Джаред Риве
Оператор: Эндрю Руссо
Продюсеры: Томми Аластра, Памела Монро, Джон Е. Мур
Дистрибьютор в России: «Люксор» (в прокате с 24 мая)
Молодой человек по имени Джастин Пауэлл (Бен Салливан), тяжело переживающий развод родителей и беременность своей девушки, подпадает под влияние культа сатанистов. Пытаясь вырвать юношу из лап еретиков, родители нанимают Джимми Ливайна (Стивен Дорфф) — бывшего морпеха, а ныне — своего рода экзорциста для культистов. Джимми удается похитить Джастина и привязать парня к креслу в отчем доме, но впереди главное испытание — депрограммирование сатаниста, который ничего не хочет слышать о семье и отзывается лишь на модный никнейм Танатос. Тем временем новая семья Джастина не собирается бросать своего адепта и плотным кольцом окружает домик.
11 лет сценарий Джареда Риве бесхозно лежал в ящике. И лежал бы себе дальше, если бы в прошлом году Кевин Гротерт не решился снять по нему фильм. Калифорнийский постановщик резал шесть частей «Пилы» из восьми, а те, что не монтировал, собственноручно срежиссировал. Опыт у Гротерта весьма богатый, так что он может себе позволить браться за проекты без опаски: умелый монтажер всем нужен, какие бы режиссерские грехи за ним ни водились. А «Круги дьявола», если сводить их к одному определяющему слову, безусловно, грех.
Основные события предваряет ярко-красный титр «24 марта 1983 года», намекающий зрителю, из какой эпохи на экран полезут идеи, тропы и костыли — очень любезно со стороны создателей. Далее — коротенькая сцена убийства незнакомой нам семьи, мимикрирующая под «Черное Рождество» (1974) и «Хэллоуин» (1978). Эти события не имеют ничего общего с основной линией повествования, но, по-видимому, должны внушить смотрящему почтение к численности и навыку сатанистов промывать мозги. После этого Гротерт подает главное блюдо: прихрамывающий гибрид из home invasion и слэшера, в котором буржуазная семья и бывший морпех противостоят модным (спасибо художнице по костюмам Крис Дескинс) сектантам.
«Круги дьявола» по самый бампер вязнут в ленивом сценарии: персонажи представляют собой набор классических для хоррора масок, диалоги нужны исключительно для экспозиции, а избитые сюжетные ходы, которыми Риве закидывает скрипт, никак не связаны друг с другом. Камера покорно записывает, как семейство Пауэллов заколачивает все бреши своей хижины (кто сказал «Ночь живых мертвецов»?), но зачем, если горе-сатанисты практикуют древний стиль «атаковать по одному», наотрез отказываясь взять домик массовым штурмом? Кровавых подробностей фильм лишен (если не считать перерезанного горла), поэтому фанаты слэшеров могут не облизываться на рейтинг «18+»: травмировать психику несовершеннолетних тут попросту нечем.
Судя по деталям дизайна и развитию истории, создатели «Шакалов» (оригинальное название фильма) смотрели и «Судную ночь», и «Незнакомцев», и «Тебе конец!», но главные достоинства этих лент прошли мимо. Можно было бы свалить все на эксплуатацию ностальгии по восьмидесятым: маски, сатанисты (которые, чтобы вы не усомнились в их мотивах, в свободное время слушают салемский blackened-thrash-metal-коллектив December Wolves), обилие плоских образов (анубисоподобные личины, цепи, латекс, греческий Танатос), холодное оружие и даже необязательная съемка от первого лица. Но для полноценной стилизации «Кругам» не хватает винтажных ракурсов и переходов, к тому же Гротерт не брезгует модерновыми монтажными приемами.
Когда фильм не скользит по утоптанным жанровым дорожкам, он занят перемалыванием тем развода и неполной семьи. Обсуждение ведется простейшим языком и не дает зрителю ничего нового, но в контексте картины, похоже, играет не последнюю роль: повествование так часто съезжает на эти вопросы, что губит всю динамику. Даже закрадывается скабрезная мысль: вдруг Гротерт действительно хотел развить идею о том, что молодые люди скорее откроют объятия сатане, чем смирятся с расколом семьи, изменяющим отцом и матерью-алкоголичкой? Увы, «Круги дьявола» — это не «Ведьма» (2015) для пацанов. Истоки подобных догадок кроются во вторичности происходящего на экране: радость от лицезрения Деборы Карлы Ангер и Стивена Дорффа (давно же не виделись!) рассеивается через 15 минут, а саспенс, драйв и gore если и были, то остались в монтажной.
Современные home invasion прошли через использование нестандартных концепций («Незваные гости» (2015), «Тишина», 2016), свежие для жанра сеттинги («Судная ночь», 2013) и деконструкцию («Тебе конец!», 2013), и рядом с ними «Круги дьявола» просто незаметны. Даже в восьмидесятые, когда вооруженные люди в масках были на пике хайпа, кинолента Гротерта наверняка проиграла бы «Последнему экзамену» (1981). Это не столько представитель жанра, сколько статистический элемент, обреченный затеряться в закоулках вашей памяти так же быстро, как тайтл Jackals затеряется в недрах любой кинобазы.