«На краю»: вертикальная погоня
Погоня, невероятные виды Альп, препятствия природные и человеческие… В прокат выходит альпинистский триллер «На краю». О новом фильме Ховарда Дж. Форда («Мертвые») рассказывает в своей рецензии Дмитрий Соколов.
«На краю» / The Ledge (2022)
Режиссёр: Ховард Дж. Форд
Сценарист: Том Бойл
Оператор: Владимир Илич
Продюсеры: Милош Джукелич, Фред Хедман, Кейт Хоффман
Келли (Бриттани Эшворт) и Софи (Анаис Порелло) приезжают на север Италии, чтобы взобраться на одну из вершин в Доломитовых Альпах. В ночь перед восхождением подруги решают потусоваться с компанией парней, приехавших на отдых. Посиделки у костра заканчиваются трагедией: когда девушки отправляются домой, лидер компании, агрессивный Джош (Бен Лэмб), пытается изнасиловать Софи – и убивает её в драке. Келли удаётся записать смерть на камеру, но до лагеря слишком далеко, а Джош и его друзья слишком близко. Единственный для Келли способ спастись – как можно быстрее забраться на ближайшую скалу.
«На краю» целиком построен вокруг погони – только не горизонтальной, а вертикальной. Хотя Келли забирается всё выше и выше, преследователи лучше оснащены, не отстают, и в какой-то момент даже оказываются впереди своей жертвы. Комбинация рисков альпинизма и угрозы от людей дает отличный потенциал для саспенса. И сценарий действительно пестрит опасными ситуациями – от прыжков над пропастью до поединка на отвесной скале. При этом происходит всё очень быстро: после краткой экспозиции поток событий нарастает вплоть до финала, прерываясь лишь краткими флэшбеками из прошлого главной героини. Так что с динамикой здесь проблем нет.
А вот с чем проблемы есть, так это с поддержанием напряжения. Хотя сценарий регулярно подкидывает Келли испытания, их эффект смазывается тем, что злодеи редко внушают страх. Не будучи опытными скалолазами, они толком неспособны использовать свое численное преимущество. К тому же, один из участников погони быстро выбывает из игры, а среди оставшихся начинаются споры о том, нужно ли слушаться Джоша.
Плохие парни здесь вообще не выглядят убедительно. Если Джош – это ворох стереотипов о токсичной маскулинности, то его более адекватные друзья выглядят скорее напуганными соучастниками, чем бессердечными циниками, готовыми любой ценой избежать тюрьмы. Да, эти противоречия худо-бедно обыграны в сюжете, но более важно то, что из-за них почти не возникает ощущение нависшей опасности – кажется, что покорить вершину для Келли сложнее, чем спастись от убийц.
Так что саспенс – ключевой компонент триллера – здесь работает в лучшем случае через раз. И красивые кадры альпийских горных цепей не могут в полной мере компенсировать этот недостаток. «На краю», безусловно, не худший представитель жанра – но вряд ли после просмотра в памяти останется хотя бы одна сцена.