«Обитель теней»: Когда дома лучше без отца, но с енотом
«Обитель теней» — режиссерский дебют Серхио Х. Санчеса, до этого успевшего поработать с Хуаном Антонио Байоной и Гильермо дель Торо. RussoRosso считает работу удачной и разбирает ее без спойлеров.
«Обитель теней» / Marrowbone (2017)
Режиссер: Серхио Х. Санчес
Сценарий: Серхио Х. Санчес
Оператор: Чави Хименес
Продюсеры: Белен Атьенса, Альваро Аугустин, Жислен Баруа, Хуан Антонио Байона и другие
Дистрибьютор в России: «Вольга» (в прокате с 16 ноября)
В живописную глухомань штата Мэн на северо-востоке США приезжают мать и четверо детей. Когда-то женщина выросла в этом доме, но сейчас выбрала его, чтоб огородить семью от все еще опасного прошлого и заодно от всего окружающего мира. Мать чертит границу прямо на полу: «За этой чертой больше никто не будет нас мучить». Дети выходят осмотреть окрестности и у Скалы Красной ведьмы знакомятся с приветливой соседкой Элли («ведьма» Аня Тейлор-Джой в амплуа доброй и заботливой библиотекарши). Вскоре мать умирает, и больше детям так беспечно погулять вне дома не удастся. Место называется Marrowbone, что в переводе на русский значит «костный мозг» или в метафорическом смысле «вся суть». Далее в фильме три парня и девушка прячутся ото всех и дожидаются, пока старшему из них Джеку (Джордж МакКэй) не исполнится 21, чтоб он смог взять братьев и сестру под опеку. «Там кто-то есть», — кричит в первой сцене младший Сэм (Мэттью Стэгг) при виде дома, и впредь старшим действительно придется оберегать мальчика от призрака, который может появиться из любого зеркала.
Дебютировавший как режиссер Серхио Х. Санчес раньше писал сценарии, и самой близкой к «Обители теней» его работой был снятый в Испании «Приют» (2007). Несмотря на то что на этот раз действие Санчес расположил в Мэне, снимать он поехал в провинцию Астурия на севере Испании. Режиссер родился именно там, и в выборе локации ощущается связь с темой детства, столь важной для «Обители теней». Каменный дворец XVII века авторы переделали под американский особняк, но населяющий его призрак не исчерпывает жанрового арсенала фильма. Санчес выстраивает сюжет как последовательное раскрытие все новых деталей истории, каждая из которых меняет взгляд зрителя на происходящее. От драмы «Обитель теней» бросается в триллер, из него — в мистику, все это разбавляется любовной линией и вскоре фильм приходит к запоминающемуся финалу. Эта неспешная переменчивость не дает картине скатиться в монотонность, а загадки сюжета дополняются богатой цветовой палитрой.
Санчесу помогает и мощный каст: помимо упомянутых Тейлор-Джой и МакКэя, в фильме участвуют Чарли Хитон и Миа Гот. В «Обители теней» известные юные актеры играют амплуа, противоположные предыдущим. Тейлор-Джой светится мягкой нежностью, а Хитон превращается из тихого интроверта (Джонатан из «Очень странных дел») в буйного подростка, не желающего сидеть взаперти и злящегося на старшего брата за то, что тот заводит в городе романтические отношения. Миа Гот же не выдает и намека на эротику («Лекарство от здоровья» (2016) и роль с откровенной лесбийской сценой в «Нимфоманке», 2013), а выступает образцом смирения и даже поучает братьев религиозными речами. А еще здесь есть енот Проныра.
Как и всякий сложно устроенный фильм, «Обитель теней» дает импульс для интерпретаций. Если фабула завершается без недомолвок, то отдельные детали способны заставить обдумывать сюжет и после просмотра. Например, почему время действия — именно 1969 год? А ведь всего годом ранее студенческие волнения охватывали Европу и США, и бунт молодежи был направлен не в последнюю очередь на порядки взрослых. Фоном действия выступает высадка Нила Армстронга на Луну, но для персонажей гораздо важнее противостояние главному врагу — собственному отцу. Далекий космос для взрослеющих значит куда меньше, чем жестокость человека, который должен бы быть родным. Неудивительно, что после всех жанровых кульбитов «Обитель теней» завершается четким акцентом на том, с чего и начиналась: семейной драме и травме взросления. Санчес с первого же своего фильма доказывает, что мастерство строить сценарии не единственное его достоинство. Сложную историю этот режиссер может не только рассказать, но и показать так, чтоб заставлять зрителей во время просмотра строить догадки. И неважно даже, сложно это делать или легко — главное, что интересно.
Читайте также:
Замечательный идиотизм и полчища тараканов: Топ-10 испанских хорроров
Объявить войне сказку: К десятилетию «Лабиринта Фавна» в России