«Не стучи»: кто с топором к нам придёт, от топора и погибнет
Микс из мифов, городских легенд и попкультуры идеально подходит для современных триллеров. В них главное — атмосфера и степень ужаса, созданные авторами, которые почти ничего не показывают до самой кульминации. Дмитрий Бортников посмотрел новый финский хоррор «Не стучи» и рассуждает о семье, топорах и о том, почему иногда лучше оставить всё на своих местах.
«Не стучи» / Koputus (2023)
Режиссёры: Йонас Паюнен, Макс Сеэк
Сценарий: Йонас Паюнен, Макс Сеэк
Оператор: Матти Эрикайнен
Продюсеры: Юкка Хелле, Йонас Паюнен, Эско Рипс, Макс Сеэк, Маркус Селин, Ханна Виролайнен,
Микко, Матильда и Мария, получив наследство, едут в старый дом, чтобы подготовить его к продаже. Там, где выросли, герои сталкиваются с призраками прошлого. Ночью Матильда от страха сбегает в лес, а брат и сестра едут её разыскивать.
Начинается фильм, как ремейк «Техасской резни бензопилой» (2003). Тот тоже открывался и заканчивался кадрами псевдодокументальной съемки полицейских, обследовавших дом семьи Хьюиттов. В картине «Не стучи» следователи обнаруживают в доме маленькую девочку в клетке. Её отец зарублен топором, а мать бесследно исчезла. Проходят годы, Матильда, повзрослев, забывает о страхах прошлого и своём заточении, а вот её старшие брат и сестра не могут похвастаться такой стойкостью перед домом и воспоминаниями из детства. Их отец был достаточно строгим человеком, пытающимся жить по собственным правилам и считающим проживание вдали от всех единственно возможным вариантом вырастить достойных и хороших людей. Их мать занимается с подругой изучением местных деревьев, верит в суеверия и леших и и обучает этому и своих детей.
Многое из того, что в сюжете остаётся за кадром, зрители узнают из газетных заголовков, которыми завалены дома героев «Не стучи», а отсылки к разнообразным сектам, ощущение подставы и недосказанности приводит к параллелям с «Солнцестоянием» и «Аппостолом». Так же авторы фильма очень эффектно используют перемещения между прошлым и настоящим семьи, и зрителям самим придётся распутывать искусно созданную головоломку. Одной из лучших отсылок к мифам северных народов стала история убийцы с топором, приходящим не по расписанию. В разные годы под его орудием оказывались головы ничем не связанных и не знакомых друг с другом людей. Невольно вспоминается «Легенда о Зеленом Рыцаре».
Главная роль «Не стучи» досталась звезде сериала «Полярный круг» Инке Каллен, чья героиня успевает из вполне себе адекватной превратиться в женщину, потерявшую границы реальности. Она разговаривает по телефону с сыном, которого у неё никогда не было, и сталкивается с кожным раздражением, прямо как персонаж Яхьи Абдул-Матина II из ремейка «Кэндимена». Герой Пекки Странга («Собаки не носят штанов») – ученый и до последнего он не верит ни в какие байки, а единственное, что его интересует, это сколько денег он сможет выручить от продажи дома и земли с лесом вокруг него. Саана Йовисто из нетфликсовского «Змея» играет самого сложного персонажа: только она знает, что произошло в ту самую страшную ночь, но память играет с ней злую шутку и вспоминает она необходимую информацию, только находясь в состоянии сна, лунатизме.
Дебютная режиссерская работа дуэта Йонаса Паюнена и Макса Сека «Не стучи» — это гипнотическое путешествие в историю одной семьи, их дома и земли. Всё тут объединилось: и монстры внутри людей, и те, что бродят вокруг. Человеческая драма постепенно превращается в триллер, а за ним и в слэшер. Одни сменяют других, а за желание нажиться всегда приходится платить, и, как правило, самую высокую цену. То есть сначала зрителей заманивают историей, которую до конца так и не раскрывают, а потом уже радуют и удивляют жанровыми находками, способными достаточно долго и успешно удерживать зрительский интерес. Отечественным кинодеятелям стоило бы присмотреться к «Не стучи», который вроде бы и ужастик, а не совсем. Он вобрал в себя все тренды и орудует на самых разных территориях, необходимых создателям, чтобы история запомнилась надолго и отличалась от своих собратьев. Кроме всего прочего, это очень красиво: создатели заигрывают с ярко-красным цветом, невольно проводя параллели с работами Виндинга Рефна.
P. S. Сразу уходить из зала не стоит, чтобы, во-первых, переварить финальные кадры, а во-вторых, посмотреть второй микрофинал, ведь не только супергероике пользоваться этим приёмом, жирно намекающим, что всё только начинается, а у создателей есть силы, бюджет и идеи на съёмки продолжения.