«Resident Evil от Джорджа Ромеро»: экранизация, которую мы не получили
В начале января состоялся релиз документального фильма, рассказывающего о работе Джорджа Ромеро над экранизацией видеоигры Resident Evil. О том, какие любопытные подробности давно отменённого проекта вскрывает дебютная работа Брэндона Салисбери, рассказывает Дмитрий Соколов.
«Resident Evil от Джорджа Ромеро» / George A. Romero’s Resident Evil (2025)
Режиссёр: Брэндон Салисбери
Сценарий: Робби МакГрегор, Брэндон Салисбери
Оператор: Том Робенолт
Продюсеры: Брэндон Салисбери, Том Тухи, Джоэль Уэлш, Джордж Демик и др.
После выхода первой части Resident Evil в 1996-м индустрия видеоигр изменилась навсегда: начался расцвет жанра survival horror, появилась новая (и до сих пор весьма успешная) франшиза, был задан стилистический стандарт, породивший множество подражаний. Учитывая, что ранние части RE были вдохновлены зомби-хоррорами Джорджа Ромеро, казалось естественным, что именно этот режиссёр должен возглавить перенос видеоигры на киноэкран. В конце 1990-х Ромеро действительно написал сценарий экранизации, однако затем был внезапно снят с проекта. В итоге фильм по Resident Evil стал детищем Пола У.С. Андерсона, дав начало самой прибыльной франшизе по мотивам видеоигр. Но что же произошло с ромеровской версией?
Подробный ответ на этот вопрос даёт документалка «George A. Romero’s Resident Evil», снятая Брэндоном Салисбери, для которого эта работа стала долгожданным дебютом. Салисбери, как и Ромеро, тесно связанный с Питтсбургом, несколько лет собирал информацию о нереализованном проекте: записывал серии интервью с друзьями и коллегами постановщика, общался с сотрудниками компании Capcom (разработавшей RE), а также побеседовал с сотрудниками архива Ромеро. Итогом его расследования стало двухчасовое документальное кино, заслуживающее пристального внимания фанатов режиссёра.
Главное (и слегка неожиданное) достижение фильма заключается в том, что его концепт значительно шире названия. Хронологически выстроенный нарратив не столько рассказывает об одном из многих сюжетов в карьере режиссёра, сколько встраивает историю с экранизацией Resident Evil в контекст всей фильмографии Ромеро. Об адаптации видеоигры здесь говорится много и детально, однако на первый план основная тема выдвигается лишь к середине документалки. Такая акцентировка может показаться странной, ведь здесь описан один, не самый, прямо скажем, судьбоносный эпизод ромеровской биографии. Но на деле широкий контекст здесь важен, и авторам документалки удалось внятно пояснить, почему.
В длинном прологе подробно рассказывают о вкладе Ромеро в развитие зомби-хоррора, грамотно используя нарезку многих интервью с его знакомыми и коллегами, а также о значимости Resident Evil в мире видеоигр. Информация при этом подаётся обстоятельно, с помощью многочисленных фрагментов интервью, а также грамотно подобранной нарезки из игр и фильмов, позволяя даже неподготовленным зрителям понять значимость Ромеро как для хоррора вообще, так и для франшизы RE в частности.
Затем нас подводят к основной интриге — контактам режиссёра с франшизой и его работе над экранизацией. Начинают издалека, с первых черновиков Алана Б. МакЭлроя (сценариста четвертого «Хэллоуина» и боевика «Беглый огонь» с Брэндоном Ли), а затем подробно освещают историю знаменитого рекламного видео, снятого Ромеро в 1998-м для промо-кампании Resident Evil 2. Сам сценарий Ромеро излагают едва ли не посценно, дав о нём если не исчерпывающее, то весьма чёткое представление: нас ждал клаустрофобный, наполненный саспенсом и обильным насилием хоррор с элементами экшена, слегка напоминающий более масштабную версию «Дня мертвецов». Ромеро, что важно отметить, не будучи геймером, всё же внимательно изучил запись прохождения игры и локации, чтобы отразить как можно больше знакомых фанатам деталей в своей работе. Но его версия Resident Evil в итоге оказалась на полке, а место в режиссёрском кресле занял молодой Пол У.С. Андерсон, недавно снявший хитовую адаптацию файтинга «Смертельная Битва». Все подробности этого неожиданного и печального для многих фанатов решения в фильме отслеживаются по месяцам и дням, с цитатами из профильной прессы и более поздними комментариями вовлеченных в процесс людей. Здесь авторам удалось не только сохранить трезвый взгляд на перспективы ромеровской версии RE, но и обозначить историческую важность истории с неснятой экранизацией.
Обширный эпилог рассказывает о наследии Ромеро и взлёте экранизаций видеоигр после выхода «Обители зла» от Андерсона. Фильм говорит о последующем вкладе режиссёра в зомби-хоррор и о том, как его работы собрали вокруг себя устойчивое фанатское сообщество, передающее неизгладимую любовь к работам Ромеро через годы и десятилетия. Хотя эти комментарии не то чтобы критично важны для рассказа о ромеровской экранизации Resident Evil, они пропитаны настолько трогательной страстью и наполнены столь неподдельным восхищением перед мастером, что без них проект потерял бы львиную долю обаяния. К тому же, заключительная часть, вопреки формальной избыточности, выглядит логически уместной: лента, начавшись с первой трилогии Ромеро о живых мертвецах, заканчивается второй трилогией о зомби, закрывшей карьеру режиссёра.
Единственной серьёзной проблемой документалки можно считать ощутимое однообразие видеоряда во второй трети, где как раз и говорится о сценарии Ромеро для неснятой экранизации. Сложность там, впрочем, объективная: тяжело захватывающе подать на экране то, что осталось лишь на страницах сценария в виде сжатых описаний. Авторы честно стараются компенсировать этот недостаток нарезками кадров из ранних частей игры, где много перекличек с ромеровским текстом, вставками из тематических интервью и даже фрагментами из фанатского фильма по мотивам Resident Evil. Создатели, естественно, отдают дань уважения и тем, кто фанатеет от RE: помимо знакомых и фанатов Ромеро, в интервью постоянно мелькает Кенити Ивао (сценарист RE), открывающие сцены стилизованы под стартовый ролик первой части «Резидента», а закадровый текст читает не кто иной как Пабло Кунц, голос Альберта Вескера из первого Resident Evil. В этом смысле Брэндон Салисбери отлично соблюдает баланс внимания, даже несмотря на то, что проект всё же прежде всего о Ромеро, а не о видеоигровой франшизе.
Что касается значимости экранизации RE для киноиндустрии, авторы, удерживая фокус на Ромеро, косвенно касаются и этого вопроса. Если для ромеровских фанатов документалка интересна обилием подробностей и воспоминаний, то поклонники «Обители Зла» с Милой Йовович могут по справедливости ценить Андерсона за его адаптацию, которая продемонстрировала колоссальный коммерческий потенциал и лет на десять подняла вал экранизаций видеоигр в начале 2000-х. Без феноменального успеха франшизы, запущенной Андерсоном, студии вряд ли бы рискнули вложиться в «Сайлент Хилл», «Хитмана» или «Макса Пейна». Ромеро же, безоговорочно способный снять отличный зомби-хоррор в сеттинге RE, не был нацелен на столь широкую аудиторию, и его фильм с намного меньшей вероятностью стал бы драйвером экранизаций видеоигр. В этом смысле Брэндон Салисбери, опять же, правильно выбрал широкий исторический контекст: на таком фоне легче понять, что адаптация RE от Ромеро, при всём уважении к его таланту, неизбежно осталась бы пусть ярким, но второстепенным эпизодом по сравнению с прошлыми достижениями. Масштаб личности Ромеро так или иначе выходит за рамки, обозначенные продюсерами, желавшими получить не авторский взгляд, а франшизу, которая расширила бы круг фанатов игры.
Читайте также:
Элис? Кто такая Элис? Кинофраншиза «Обитель зла»
Ретроспективный взгляд на игровую франшизу Resident Evil
Resident Evil 3 (2020): Когда трава была зеленее
Авторы RussoRosso — о любимых фильмах Джорджа Ромеро
Они придут за тобой: Авторы RussoRosso о любимых картинах Джорджа А. Ромеро
Самые жуткие сцены из хоррор-игр
Как нас пугают в играх?
К 20-летию Silent Hill
10 лет холода и мрака. К юбилею Silent Hill: Shattered Memories