«В тени Луны»: Серые будни Netflix
На Netflix вышел фантастический детектив «В тени Луны», и мы разбираемся, как этот фильм воплотил слабые стороны платформы.
«В тени Луны» / In the Shadow of the Moon (2019)
Режиссер: Джим Микл
Сценаристы: Грегори Вейдман, Джеффри Ток
Оператор: Дэвид Ланценберг
Продюсеры: Риан Кехилл, Брайан Кэвэна-Джонс, Джим Микл и другие
1988 год. Неудачливый, но настырный полицейский Томас Локхарт грезит должностью детектива и норовит взяться за новые запутанные дела, не входящие в его юрисдикцию. Одно из них — ряд таинственных смертей филадельфийцев из-за неизвестного вещества. Когда Томас наконец-то находит преступницу — странную темнокожую женщину, — она предвещает ему рождение дочери и обещает в скором времени еще раз встретиться с героем, но сразу после этого гибнет под колесами поезда. Проходит 9 лет, любитель лезть не в свое дело получил значок детектива. В одиночку и, ожидаемо, не очень успешно он воспитывает дочь, мать которой умерла при родах. Преуспевает Томас лишь в одном — всячески игнорирует возникший после инцидента с поездом общественный резонанс. Умеренно счастливая жизнь холостяка поневоле прерывается новыми убийствами — точно такими же, как в 1988-м.
Забавно, что фильм о цикличности истории и временных петлях стал новым эксклюзивным проектом Netflix — компании, которая, кажется, сама уже долго не может выбраться из цикла проходного жанрового кино. Существует даже негласное правило (о нем, как и о бойцовском клубе, разумеется, нельзя никому рассказывать): жанровые эксклюзивы платформы в большинстве своем должны быть заурядными и невзрачными, снимай их хоть Майк Флэнеган или Зак Хилдитч. Разрешается изредка выдать нечто вроде нового кровавого угара Тимо Тьяджанто или классного фолк-хоррора Гарета Эванса, но и только.
К сожалению, правды в этом больше, чем шутки: эксперименты Netflix по дистрибуции, а порой и производству нишевого кино чаще заканчиваются тем, что на выходе зрителя ожидает усредненный шаблонный продукт, будто бы наскоро собранный по пресловутым механизмам сервиса. Конечно, чаще Netflix просто покупает права на фильм, а при заказе проекта почти никак не контролирует процесс, но количество проходных картин говорит само за себя: «Совершенство», «Молчание», «Бархатная бензопила», «Полярный» — и это только за 2019 год.
Теперь в этот ряд можно смело добавить и «В тени Луны» Джима Микла, известного микробюджетными картинами «Земля вампиров» и «Улица Малберри», а также эстетским неонуаром «Холод в июле». Новая работа о копе, который выжидает каждые 9 лет, чтобы поймать убийцу из будущего, оказалась слишком уж незамысловатой. Режиссер, здорово игравший с клише разных жанров, будь то кино о вампирах или триллер про месть, в этот раз не выдержал их напора. Возможно, повлияло то, что впервые в карьере ни Микл, ни его постоянный коллега Ник Дамичи сценарий к фильму не писали, но на деле проблем здесь больше, чем таймлайнов в картине.
Начало «В тени Луны» — термоядерная концентрация старомодных сюжетных ходов и героев. Жена Томаса по-английски уходит в мир иной после родов, напарник отправляется на переполненное кладбище мертвых сайдкиков, а образ самого Локхарта — типичный и не очень привлекательный портрет аутсайдера, который всего-то хочет закончить дело всей своей жизни, не замечая, как теряет семью. «В тени Луны» уныло по всем фронтам: на первом плане — рядовые ситуации и персонажи, за ними — неразвитый любопытный концепт.
Фильм условно поделен на несколько временных промежутков — 1988-й, 1997-й, 2006-й, 2015-й и 2024-й, — однако различаются они разве что благодаря нелепому гриму Бойда Холбрука (сначала он обзаводится усами, затем хипстерской бородой и в конце концов патлами). Вся эта тривиальщина могла бы удачно обернуться постмодернистским реверансом в духе «Очень странных дел» или, что похуже, «Хэллоуина». Наивность и консервативность можно было списать на отсылки к эпохе, но «В тени Луны» — это лишь склепанный из шаблонов эпический детектив в серых декорациях.
С детективной линией, впрочем, иногда выходит неплохо. Во время второго таймлайна, когда, казалось бы, интрига уже невозможна, сюжет внезапно накаляется. Все-таки не во всех фильмах про парадоксы времени герой потихоньку сходит с ума и высчитывает 9 лет до следующей встречи, в промежутках раскапывая могилы жертв и отыскивая улики. Особенно интересно, когда зацепки помогают зрителю самому, без лишних закадровых и диалоговых объяснений, понять причины убийств. Но и здесь создатели всё успешно обламывают: не успевает закончиться третий таймлайн, как выкатывается настолько очевидная подсказка, что угадать развитие событий смогут все, кроме разве что Томаса Локхарта.
И ладно бы этот фильм был обыкновенной творческой неудачей Микла, но «В тени Луны» — работа без автора, кино, которое мог снять вообще любой. Здесь нет ни микловского DIY-подхода (достаточно вспомнить, что бюджет масштабной «Земли вампиров» составлял всего 650 тысяч долларов), ни выверенной съемки из «Холода в июле». Вместо этого — серое рафинированное изображение, излишняя серьезность и, как результат, в плохом смысле телевизионный продукт, обманчиво упакованный в обертку концептуального фильма. Впрочем, винить мистический закон эксклюзивов от Netflix в этом случае не стоит: проходное бездушное кино (тем более взятое медийным гигантом лишь под крыло дистрибуции) — оно и в кинотеатрах проходное бездушное кино. Никакие big data сделать его лучше не помогут.
Слушайте также: