«Монстры Юга»: Налево пойдешь — никуда не попадешь
Сегодня на российские экраны выходит наиболее удачный хоррор-альманах последних лет. RussoRosso зазывает всех в кинотеатры.
«Монстры Юга» / Southbound (2015)
Режиссеры: Роксанна Бенжамин, Дэвид Брукнер, Патрик Хорват, Radio Silence
Сценарий: Роксанна Бенжамин, Мэттью Беттинелли, Дэвид Брукнер, Сьюзэн Бурк, Даллас Ричард Халлам, Патрик Хорват
Операторы: Тарин Андерсон, Тайлер Джиллетт, Александр Нофел, Эндрю Шулкайнд
Продюсеры: Роксанна Бенжамин, Брэд Миска, Крис Хардинг, Radio Silence и другие
Дистрибьютор в России: «Кинологистика» (в прокате с 25 мая)
Пикап двух обеспокоенных мужчин подъезжает к придорожному кафе у пыльной двухполоски, едва от него отъехав, — казалось бы, что уж тут такого, но машина-то все время двигалась вперед. Подозрительная продавщица явно в курсе этой паранормальщины, вдалеке то и дело виднеются парящие в воздухе силуэты не пойми кого — положение рисуется крайне тревожное. Переживать, впрочем, долго не придется: крылатый смертоносный скелет без длительных раздумий атакует одного из героев, а другой, не имея на руках альтернатив, удирает сходить с ума в близлежащий мотель.
Добиравшаяся полтора года до российских экранов модернизация серии «З/Л/О» (2012), скажем прямо, событие. Тренд на упаковку хоррор-зарисовок в какой-нибудь концептуальный проект стартовал более-менее с «Театра абсурда» шесть лет назад, но до «Монстров Юга» (после, впрочем, тоже) убедительно сшить набор короткометражек во что-нибудь цельное не удавалось толком никому. Бенжамин, Брукнер и Хорват — жанровые ремесленники, набившие руку кто на чем, — на этот раз сработали так, что разглядеть в фильме альманах если и реально, то только через прищур.
Мир неназванной пустыни, где каждый из постановщиков разворачивает свою историю, живет по правилам, о которых зрителю мало что известно: посетительница местного паба отвечает по таксофону на звонки 911, случайный человек на миг мутирует в оборотня, сектанты кормят молодых девиц ядовитым ужином. В любой момент может случиться что угодно безо всяких объяснений, но здесь они и не нужны: удивляться новым чудесам не в пример интересней, чем выслушивать занудства о том, откуда что берется.
А с чудесами тут порядок. Каждая из трех постановок, любопытным образом закольцованных завязкой и развязкой в единое целое (в отличие от большинства современных хоррор-антологий, сквозной истории в «Монстрах Юга» нет), реализована в донельзя раскованной манере. Летающие скелеты-убийцы. Бесстыдный эпизод похищения девчачьей джаз-группы какими-то безумцами. Хирургическая операция по телефону. Визит разъяренного мужика в опасный паб. Сделанное отчасти теми же людьми «З/Л/О» работало плюс-минус в том же ключе, позволяя себе даже не такое, но походило больше на коллективное бессознательное, чем, собственно, на внятный полный метр. В «Монстрах Юга» же все предусмотрительно списано на мистические пустыри, где любая из дорог ведет к смертельному исходу.
Оформленное чуть приевшимся синтвейвом, кино выглядит не только модно, но и, что важнее, энергично. Сползающиеся со всех сторон страхи не то чтобы пугают, однако едва ли не каждый сюжетный новичок, будь то преступники в масках или раздражающие братья за злосчастным ужином, работает на поддержание нерва как положено, а один из стыков между формальными сегментами расправляется с традиционной трактовкой термина final girl так, что этому хочется немедленно похлопать.
«Монстров Юга», однако же, сложновато назвать фильмом мечты: многовато карикатур, маловато бьющих обухом по голове эмоций. С другой стороны, способен ли современный сборник страшилок от разных людей на что-то посерьезней?