«Спуск в бездну»: тьма в конце туннеля

В прокат выходит французский хоррор «Спуск в бездну», соединяющий наследие Лавкрафта и дух старомодных ужасов 1980-х. Подробнее о новом фильме Матьё Тури («Бегущая в лабиринте», «Выжившие») рассказывает Дмитрий Соколов.


«Спуск в бездну» / Gueules noires (2023)

Режиссёр: Матьё Тури
Сценарий: Матьё Тури
Оператор: Ален Дюплантье
Продюсеры: Эрик Жандарм, Томас Любо, Алексис Луазон


Франция, 1956 год. Команда горняков вместе с новичком-арабом Амиром по кличке Тюрбан (Амир Эль Касем) и профессором Бертье (Жан-Юг Англад) спускаются в непроглядную тьму старой шахты, чтобы помочь учёному в археологическом исследовании. Взорвав проход в нужном месте, горняки натыкаются на усыпанный скелетами древний склеп с огромным саркофагом внутри и понимают, что Бертье искал именно его. Здесь герои сталкиваются с гигантским монстром, который сотни лет провёл под землёй и очень проголодался.

В своём третьем фильме Матьё Тури изящно сочетает ключевые темы прошлых работ — клаустрофобию и темноту. Если «Бегущая в лабиринте» была оформлена как минималистичный триллер с религиозным подтекстом, а «Выжившие» — как драма о постапокалипсисе, то «Спуск в бездну» — это кровавый лавкрафтианский экшн-хоррор. Здесь главная ставка сделана не на психологию или персонажей, а на вязкую атмосферу и продуманный дизайн монстра. Режиссёрский расчёт вполне оправдался — несмотря на мелкие шероховатости, «Спуск в бездну» можно назвать лучшим фильмом Тури.

С первых кадров пролога Тури выстраивает ощущение клаустрофобии, которое ненадолго исчезает разве что в «марокканских» эпизодах, где нам представляют новичка шахтёрской команды. Уже в дневных сценах перед спуском в шахту господствуют оттенки серого. Пыль, грязь и слякоть здесь повсюду, цветовая гамма постепенно сдвигается всё ближе к слепящей черноте. А в катакомбах беспросветный мрак прорезают лишь тонкие лучи фонариков и едва заметное свечение из таинственной гробницы. Но как раз на фоне столь плотной темноты легко заметна хорошая работа со светом. При том, что действие тут происходит в однообразных узких коридорах, практически всегда можно разглядеть, что происходит на экране. А постоянная съёмка ручной камерой отлично передаёт чувство сдавленных стен — героям всё время будто не хватает воздуха, они видят лишь на пару шагов вперед, и готовы сорваться друг на друга по любому поводу.

Эти нервные отношения в команде — второй заметный плюс фильма. Хотя почти все давно притёрлись друг к другу, новички в команде быстро вносят раскол в дружные ряды шахтёров. Пока одни готовы принять арабского мальчишку без особых вопросов, другие норовят поддеть его на ровном месте. С профессором тоже всё непросто — учёный явно знает намного больше чем говорит, и кое-кто в команде нутром чует недомолвки. А уж когда найдётся тайник с кучей костей, команда и вовсе начнёт раскалываться. Тут же в сюжете появляются явные переклички с «Хребтами Безумия» Лавкрафта, хотя сценарий всё-таки построен на оригинальной идее, и не повторяет классика дословно.

В первой половине фильм слегка пробуксовывает, излишне фокусируясь на шахтёрских ссорах и слегка затянутой экспозиции. Да и эпизод с вербовкой марокканцев легко можно было бы сократить без ущерба для понимания событий. Из-за этого «Спуск в бездну» медленно набирает обороты, ничего особо не выигрывая по части проработки персонажей, но ощутимо теряя в динамике.

Зато когда появляется долгожданное чудовище, все эти мелочи растворяются во мраке. Зловещий странник со звёзд выглядит как роскошный оммаж культовой хоррор-фантастике 1980-х, от «Извне» до «Жизненной Силы». Визуально многорукий монстр слегка напоминает Космических Жокеев из «Чужого». Его здесь много, и охотится он эффектно: длинные когти вспарывают животы, узловатые лапы сносят головы с плеч, обильно хлещет кровь, а где-то в кромешной тьме сверкают белёсые глаза. Сделан монстр подчёркнуто олдскульно: никакой цифровой рисовки, сплошь практические спецэффекты, сноровистый монтаж и умелая операторская работа. Как только в игру вступает погребённый заживо пришелец, «Спуск в бездну» стремительно наращивает темп, а накал страстей не спадает вплоть до финальных титров.

Если вы соскучились по непритязательным, но атмосферным историям о древнем зле, то вполне возможно, что Матьё Тури снял фильм для вас. Отличный сюжет, стильный дизайн мрачных пещер и превосходное в своей отталкивающей красоте чудовище — ингредиенты, которых ему вполне хватило для добротного «подземного» хоррора.

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Александр

    Монстр классный! Вот так надо делать. Хочу посмотреть фильм.

WordPress: 12.14MB | MySQL:118 | 0,739sec