«Ужасающий 3»: смерть с улыбкой на лице
В прокат вышла третья часть франшизы о похождениях злобного клоуна Арта, упорно не желающего умирать. На этот раз мим-маньяк собирается испортить невинным людям Рождество — и он как никогда близок к своей цели. Дмитрий Соколов рассказывает, чего ждать от «Ужасающего 3» (спойлер: всего, что вы уже видели, только больше и безумнее).
«Ужасающий 3» / Terrifier 3 (2024)
Режиссёр: Дэмиен Леоне
Сценарий: Дэмиен Леоне
Оператор: Джордж Стьюбер
Продюсеры: Стивен Делла Салла, Лиза Фальконе, Фил Фальконе, Мэттью Хэлдерман, Джейсон Ливи, Майкл Ливи и др.
Со времени бойни в округе Майлз прошло пять лет. Сиенна Шоу (Лорен ЛаВера) возвращается из реабилитационного центра к родственникам, надеясь встретить Рождество в семейном кругу. Но за радостью скрывается тревога: Сиенна до сих пор травмирована схваткой с маньяком, и страдает от жутких галлюцинаций, однако держит проблемы в тайне. Тем временем демонический клоун Арт (Дэвид Ховард Торнтон) возвращается к жизни, получив новое тело, и, выйдя из многолетней спячки, отправляется на поиски Сиенны, оставляя за собой реки крови и горы трупов.
После того как «Ужасающий 2» стал неожиданным хитом и заодно получил весьма лестные оценки в профильной прессе, Дэмиен Леоне сосредоточился на разработке третьего фильма, отклонив при этом ряд заманчивых предложений от крупных студий. Их большие деньги для него означали большие ограничения, а сдерживать свою кровожадную фантазию в угоду мейнстримным вкусам Леоне не хотел. Так что «Ужасающий 3» безоговорочно верен стилю франшизы: это разнузданный, изобретательный и жестокий карнавал смертей, где всё хорошее, что было в первой и второй частях, теперь сделано лучше, ярче и беспощаднее.
Начнем с сюжета. Если в «Ужасающем» история была предельно схематичной и служила предлогом для серии креативных убийств, а в сиквеле наметилась лишь смутная мифология борьбы Арта и Сиенны, то теперь Леоне поясняет все ключевые аспекты этого противостояния. Кое-какие вопросы все ещё остаются без внятных ответов (почему Арт внезапно просыпается после пятилетнего сна?), однако проработка бэкграунда двух важнейших персонажей здесь явно тщательнее, чем в прошлых фильмах. Ритм событий, несмотря на хронометраж в два часа, выдержан отлично. Сценарий постоянно тасует сюжетные линии Арта, Сиенны и ее младшего брата Джонатана, так что никаких провисаний в фильме нет.
Стилистически триквел оформлен в духе комедийных рождественских слэшеров вроде «Безмолвной ночи» (2012) или незабвенного «Снеговика» (1997). Повсюду сверкают праздничные ленточки, звучит мелодичный перезвон Jingle Bells, но в руках у Санты не подарки, а остро заточенный топор. Леоне с привычной уверенностью поддерживает атмосферу зловещего веселья, сочетая изощрённые убийства с чернейшим юмором. Хватает и сентиментальных отсылок для жанровых фанатов. По телевизору показывают «План 9 из открытого космоса» (в этом году — 100 лет со дня рождения Эда Вуда!), в репортаже с места убийства вовсю таращит напуганные глаза гуру хоррор-грима Том Савини. В роли одной из жертв мелькнул культовый Клинт Говард, когда-то сыгравший маньяка в слэшере «Мороженщик» (1995), а женщина в автобусе рядом с Артом читает роман «Девятый круг», отсылающий к ранней короткометражке Леоне. Впрочем, фансервис максимально ненавязчив, и никогда не отвлекает внимание ни от сюжета, ни от злодеяний Арта.
Художества клоуна-потрошителя столь же мерзостны, сколь и разнообразны. Уже в прологе Арт недрогнувшей рукой вырезает целую семью (не забыв перед уходом съесть печенье с молоком!), а дальше вакханалия кровавого безумия только набирает обороты. Что особенно важно, рядом с Артом его верная подруга Вики (Саманта Скаффиди, «последняя девушка» из первой части, во втором фильме ставшая монстром), и с ней связано немало мощных сцен. Гниющая красотка болтает без умолку, щеголяет с терновым венком на голове, и заразительно хохочет, наблюдая, как Арт вынимает километры кишок из очередного бедолаги.
Размах приятно извращённой фантазии поражает с каждой новой смертью. Если первые убийства оформлены достаточно просто (топором по черепу – и готово!), то затем Арт проявляет всевозрастающую креативность. Как вам убийство жидким азотом, когда можно содрать с жертвы куски плоти, а потом воткнуть морковку в зияющий провал посреди лица? А кормление живыми крысами? У франшизы теперь есть даже своя сцена в душе! Правда, оформлена она в стиле «Техасской резни бензопилой», но, поверьте, до такого изысканного мрака деревенщина Кожаное Лицо никогда бы не додумался. С помощью бензопилы Арт превращает молодые тела в брутальный шедевр отвращения, а затем умиротворённо рисует фирменный рождественский символ в лужице из крови.
И показана эта феерия необузданного насилия в грязнейших подробностях, без стыдливых отворотов камеры, но с обильными «практическими» спецэффектами. Никаких сглаженных CGI-ран, никаких скромных порезов, нет — сталь входит в плоть резко и глубоко, а истошные крики здесь не смолкают до последнего вздоха. В общем, Гершел Гордон Льюис может спать спокойно: наследие его сплэттеров живет в молодом и дерзком таланте.
Единственная фальшивая нота в этой симфонии садизма — слегка топорная заключительная сцена, по традиции оставляющая задел на сиквел. Леоне явно не хочет расставаться с любимым детищем (что понятно и простительно), однако на этот раз он не подготовил никакого внятного объяснения живучести Арта, из-за чего его камбэк выглядит совсем уж бесстыдным авторским произволом. Хотя в грядущей четвёртой части (а она уже разрабатывается) есть шанс получить какие-то ответы. Да и общей логики фильма этот ход не нарушает. В конце концов, Арт настолько обаятелен, что придираться к его жизнестойкости совсем не хочется.
«Ужасающий 3» оказался отличным триквелом, в котором все достоинства прошлых частей сконцентрированы, а затем помножены натрое. Грубый аскетизм первого фильма был частью режиссёрского замысла, отлично работая в рамках стилизации под грайндхаусные трэш-хорроры. Сюрреалистичные и жестокие фантазии в сиквеле выглядели ироничной игрой с канонами слэшера. Третья же часть гармонично сочетает интенсивный шок-контент с высокой динамикой и стильным визуальным рядом. Поэтому если вам и раньше нравились проделки Арта, то теперь вы будете в восторге от его работы.