«Доннибрук»: Cила есть — ума не надо
На зарубежных VOD вышел победивший в основном конкурсе прошлогоднего Fantastic Fest в Остине брутальный триллер «Доннибрук». Разбираемся, что можно и чего нельзя найти в этой истории о бедности, метамфетамине и кулачных боях.
«Доннибрук» / Donnybrook (2018)
Режиссер: Тим Саттон
Сценарий: Тим Саттон по роману Фрэнка Билла
Оператор: Давид Унгаро
Продюсеры: Дэвид Ланкастер, Стефани Уилкокс, Карри О’Рейли и другие
У молодого ветерана по кличке Матросик (Джейми Белл) нет денег, но есть жена и двое детей. Чтобы поучаствовать в подпольном кулачном турнире, ему нужна тысяча долларов, поэтому он решает ограбить оружейный магазин. В это же время наркодилер Ангус (Фрэнк Грилло), которого с Матросиком связывает одна неприятная встреча в спальне его подсевшей на метамфетамин жены, вместе с чуть ли не более жестокой младшей сестрой (Маргарет Куэлли) отправляется на кровавые разборки с поставщиками мета. За обоими мужчинами следует хмурый коп, методы которого ненамного чище. Понятно, что до конца фильма доживут не все, и так же ясно, что отравленные животной злобой мужчины неизбежно столкнутся на организованном каким-то нацистом турнире «Доннибрук», в котором главным призом объявлены сто тысяч долларов.
Хмурого копа исполняет актер второго плана Джеймс Бэдж Дэйл, и это почти та же роль, которую он ранее играл в «Придержи тьму» (2018) и «Противостоянии в Спэрроу-Крик» (2018). Так совпало, что упомянутые фильмы и есть ближайшие родственники «Доннибрука» в жанре мрачного, бескомпромиссно брутального триллера о животной маскулинности. Но Джереми Солнье в «Придержи тьму» игнорировал законы физики и драматургии ради создания эффектного жанрового зрелища, к финалу достигающего мистического измерения, а Генри Данэм в «Противостоянии в Спэрроу-Крик» создавал стилизованную театральную постановку на сознательно гиперболизированном криминальном материале. Режиссер и сценарист «Доннибрука» Тим Саттон, увы, лепит жестокости ради жестокостей и снимает немотивированные «крутые» сцены без меры и порядка. В итоге кино оставляет ощущение совершенно бессмысленного зрелища.
Саттон адаптировал одноименный южноготический роман Фрэнка Билла, и можно легко представить, что в формате стилизованной прозы дикие повороты сюжета и абсурдные диалоги выглядят куда убедительнее. В трех предыдущих работах (включая печальную поэму о расстреле кинотеатра «Темная ночь», 2017) Саттон работал в жанре постдокументалистики и использовал непрофессиональных актеров и интервью с героями на камеру. «Доннибрук» — это выход на новую эстетическую территорию и тот факт, что Саттону не удалось выдержать последовательную тональность и сохранить драматическую приземленность, — не такой уж и большой сюрприз. В псевдокульминационной сцене кулачного поединка уже не важно, кто из жалких героев победит или проиграет, поэтому есть смысл внимательно смотреть по сторонам заранее. По части аутентичных локаций одноэтажной Америки и захватывающих дух широкоформатных скорбных пейзажей Саттону все еще нет равных.