«Астрал 5: Красная дверь»: победа над прошлым
Пятая часть франшизы «Астрал», которой в этом году исполнилось уже тринадцать лет, ставит точку в истории семейства Ламберт. Алёна Химич рассказывает, как завершилась одна из самых известных франшиз современности, и почему пока не стоит окончательно прощаться с популярной вселенной.
«Астрал 5: Красная дверь» / Insidious: The Red Door (2023)
Режиссёр: Патрик Уилсон
Сценарий: Скотт Тимс, Ли Уоннелл
Оператор: М. Отем Икин
Продюсеры: Джейсон Блум, Орен Пели, Джеймс Ван, Ли Уоннелл
Первые две части «Астрала», срежиссированные Джеймсом Ваном, привнесли авторское видение в фильмы ужасов про дома с привидениями, задав тренд на полноценные хоррор-вселенные. Третья часть франшизы, выпущенная в 2015 году, стала режиссёрским дебютом Ли Уоннелла — соавтора и сценариста оригинального фильма. Четвёртая часть, «Последний ключ», режиссёра Адама Робитела стала второй в хронологии истории и раскрыла второстепенных персонажей. Теперь, в 2023 году, режиссёрское кресло занял Патрик Уилсон, сыгравший одержимого отца семейства.
Повествование строится вокруг Далтона Ламберта — мальчика, который столкнулся с астральными ужасами и странствовал по Далям. Сейчас ему 19, и он учится в колледже искусств, а его отец находится в разводе с Рене. Вскоре в памяти Далтона начинают всплывать забытые события из детства, и теперь семья Ламберт должна вновь объединиться, чтобы остановить астрального демона за красной дверью.
«Красная дверь» отличается от предыдущих частей тем, что выходит за пределы камерной обстановки и переносит своих персонажей из семейного дома в кампус колледжа, художественную школу и на вечеринки. Фильм сохраняет жанровые приёмы франшизы, доказавшие свою эффективность, и возвращает знакомые лица — ясновидящую Элис (Лин Шэй) и чудаковатых исследователей паранормальных явлений Спекса (Ли Уоннелл) и Такера (Энгус Сэмпсон), что не может не радовать фанатов.
Трейлер продавал новую часть как долгожданное противостояние с Красным Демоном (Lipstick Demon), успешно забытым после первого фильма. Красный Демон, сидящий за швейной машинкой под пугающую композицию «Tiptoe Through the Tulips» музыканта, скончавшегося во время её исполнения, пожалуй, один из самых ярких образов вселенной «Астрала». К сожалению, зритель так и не увидит полноценной схватки — демон появляется лишь в паре сцен на непродолжительное время, а его образ вновь остаётся без ответов. Зато в фильме присутствуют неплохие скримеры, как например в сцене с МРТ, где Джош жалуется на «туманность» в голове и ложится на обследование.
Из хоррор-аттракциона картина уходит в драматическую составляющую, а призрачные образы и астральные демоны становятся лишь декорацией для арок героев. Фокус «Красной двери» нацелен на конфликт Джоша и Далтона, которым придётся вспомнить прошлое и победить астральных демонов, чтобы вновь воссоединиться и простить старые обиды. Развязка могла бы быть куда более жестокой по отношению к Джошу, нанёсшему детские травмы сыновьям и испортившему отношения с женой, но сценаристы Скотт Тимс и Ли Уоннелл благосклонны к персонажу и дают герою второй шанс на воссоединение с семьёй.
В то время как западные критики осуждали фильм за слабый сюжет и отсутствие свежей перспективы, большинство зрителей восприняли его положительно, что привело к кассовым сборам, превысившим производственный бюджет в четыре раза. «Красная дверь» действительно воздерживается от расширения границ и повышения ставок, не привнося новизны в историю и сосредотачиваясь на главных героях, Джоше и Далтоне, для которых настоящий ужас — не астральные демоны, а потеря близкого человека.
Прощаться с вселенной, однако, рано. «Астрал 5» стал последним фильмом для семейства Ламберт, но не последним для франшизы: в этом году начались съёмки спин-оффа Thread: An Insidious Tale.