сторожка 2019

«Избушка»: Тепло ли тебе, девица?

Позавчера завершился фестиваль авторских хорроров «Дикие ночи». Рассказываем об одном из наиболее сильных фильмов программы, который, в отличие от других картин лайнапа, на большом экране в России не факт, что можно будет увидеть еще.


«Избушка» / The Lodge (2019)

Режиссеры: Северин Фиала и Вероника Франц
Сценарий: Серджио Каши, Северин Фиала и Вероника Франц
Оператор: Тимиос Бакатакис
Продюсеры: Саймон Оукс, Аарон Райдер, Пол Барбо и другие


Ричард (Ричард Армитедж) отправляет детей в магазин за конфетами и сообщает жене (Алисия Сильверстоун), что хочет с ней развестись ради брака с молодой возлюбленной. Жена, недолго думая, стреляет себе в рот из револьвера, а полгода спустя Ричард предлагает не до конца оправившимся детям провести Рождество с их будущей мачехой с благостным именем Грейс (Райли Кио). Причем без него и в маленьком уютном домике посреди леса. Покопавшись в интернете, брат и сестра обнаруживают интересные факты о прошлом Грейс (про нее их отец пишет книги): девушка оказывается единственной выжившей из дружно отравившейся секты. Дети, поколебавшись, соглашаются на предложение, и делают это, конечно же, зря. Сначала Грейс проваливается под лед, а затем у нее пропадают таблетки, она начинает видеть кошмары и ходить во сне. А в вынесенной в название трехэтажной избушке ломается генератор и исчезает вся еда и верхняя одежда. Машины нет, ближайший город далеко, все мобильные разрядились. Бедные дети! Или все же бедная Грейс?

сторожка

Дуэт австрийцев Северина Фиалы и Вероники Франц — это племянник и жена Ульриха Зайдля. В снятом на родине ледяном torture-porn-дебюте «Спокойной ночи, мамочка» (2014) про мучающих мать садистов-близнецов улавливалось влияние и автора «райской трилогии», и другого австрийца — безжалостного артхаусмейстера Михаэля Ханеке. В своей первой англоязычной картине, выпущенной легендарной студией Hammer, Франц и Фиала понизили градус, предложив тот же холод и мрак, но теперь не только интонационный, но и буквальный, если говорить о погоде в кадре. Оператор Тимиос Бакатакис, снявший почти все фильмы Йоргоса Лантимоса, запечатлел темные интерьеры и заснеженные поля под Квебеком так идеально, что они погружают в подобие транса. Отрешенность и заторможенность картинки придает лишь более сильный эффект финалу, когда благодаря психологически тонкой игре Кио и попаданиям в ноту симпатичных юных актеров (Джейден Мартелл из нового «Оно» по Стивену Кингу и Лия МакХью) ледяная короста пойдет трещинами и вздыбится. Особенно хочется похвалить чутье и талант внучки Элвиса Пресли, выбирающей интересные проекты у фон Триера, Содерберга, Солнье и Митчелла и умеющей все время быть разной.

«Избушка» не станет сюрпризом для тех, кто смотрел «Спокойной ночи, мамочка», да и параллели с кубриковским «Сиянием» очевидны — правда, тут не темнокожий повар, а сам папа-писатель мчится спасать детей сквозь вьюгу. Есть и другие приветы для синефилов: в рождественскую ночь Грейс и дети смотрят сначала классику жанра «Нечто» (1982), а затем переключают канал на едва ли не более жуткое семейное кино «Джек Фрост» (1998), где дух погибшего отца вселяется в снеговика с отталкивающе добрым лицом. Такой дабл-фичер не может сулить ничего хорошего и дает своеобразную подсказку. Также легко можно уловить дух обеих картин Ари Астера (тут и горечь распада семьи, и сектантское промывание мозгов). Но все же это абсолютно австрийский фильм, хоть и с американскими актерами, — так называемое feel-bad movie, талантливо снятое и сыгранное кино морального беспокойства о психологических травмах, которые есть у каждого ребенка, и ужасных вещах, которые случаются с неплохими в сущности людьми.

избушка 2019 постер

Читайте также:

Рецензия на фильм «Домашний режим»
Австрийский хоррор «Спокойной ночи, мамочка» получит англоязычный ремейк

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.47MB | MySQL:214 | 0,347sec