«Схватка с дьяволом»: сделай правильный выбор
До кинотеатров добрался фильм «Схватка с дьяволом». Триллер Юваля Адлера вспоминает старую мудрость «Никогда не разговаривайте с неизвестными» и учит нас надёжно блокировать двери автомобиля. Закрепить прописные истины режиссёру помогает Николас Кейдж, для которого это кино стало настоящим бенефисом. О неминуемой расплате за грехи, тузах в карманах и путешествии прямиком в ад читайте в рецензии Дмитрия Шали.
«Схватка с дьяволом» / Sympathy for the Devil (2023)
Режиссёр: Юваль Адлер
Сценарий: Люк Парадайз
Оператор: Стивен Холлеран
Продюсеры: Марк Голдберг, Стюарт Манашил, Аллан Ангар
Почти все полтора часа фильма нам предстоит провести в машине. Сначала — в компании Дэвида (Юэль Киннаман), надёжного работника и примерного семьянина, спешащего в больницу к своей жене. Она вот-вот родит и постоянно названивает ему на мобильный. Волноваться причины есть: первая беременность закончилась трагически, ребёнок не выжил. Дэвид всячески успокаивает жену и клянётся быть в палате буквально через 5 минут. Однако этого не произойдет.
На подземной парковке госпиталя в автомобиль Дэвида подсаживается неизвестный (Николас Кейдж). Мужчина в элегантном сюртуке брусничного цвета с искрой и выкрашенными в красный цвет волосами тут же наставляет на водителя пистолет, предлагая загадать карту. Растерянный Дэвид называет туза пик. Незнакомец немедленно достает эту карту из кармана со словами: «Я знал, что ты так скажешь».
Ответ верный, но опасный: незнакомец предлагает Дэвиду прокатиться. Никакие разумные доводы и отговорки про беременную жену не срабатывают. Незнакомец буквально слетает с катушек и, размахивая пистолетом, заставляет Дэвида отправиться с ним в путешествие. Которое и в правду займет не больше часа, но обязательно отправит одного из попутчиков прямиком в ад.
Снять кино про двух человек в замкнутом пространстве движущегося автомобиля и не растерять по дороге внимание зрителей — задача не из лёгких. Но режиссёр Юваль Адлер и автор сценария Люк Парадайз с ней справились. Действие картины разворачивается как по нотам. Или, скорее, по стандартному учебнику сценарного дела.
Каждые 10 минут зрителю подбрасывается новый кусочек пазла, собирающий воедино эту запутанную историю. Незнакомец — не просто психопат, размахивающий пистолетом перед лицом невинной жертвы. Уже ясно, что и Дэвид — не тот, за кого себя выдает. Он будет вынужден расплатиться за старые грехи. Их свёл вместе вовсе не слепой случай. И да, развязка получится кровавой.
Впрочем, прочный сценарный каркас не сработал бы без главного — без Николаса Кейджа. Он — краеугольный камень этого фильма, без его дьявольского обаяния кино бы просто рассыпалось. Кейдж играет идеального злодея-психопата с резкими сменами настроения, немотивированной агрессией и извращённой логикой поведения. Словом — нового Кастора Троя, блистательного преступника-маньяка из фильма Джона Ву «Без лица». Персонаж Николаса Кейджа временами вправду заставляет зрителя испытывать симпатию к дьяволу, как нам обещает оригинальное название картины.
Впрочем, все эти отсылки то ли к роману Булгакова, то ли к знаменитому хиту группы The Rolling Stones всё же повисают в воздухе. Равно как и туз пик, появляющийся в самом начале картины. Трактовать этот символ можно по разному — и как приглашение на казнь, и как намёк на скрытый потенциал Дэвида, ещё способного проявить качества альфа-самца. Решение остаётся за зрителем.