«Молчание»: Речь – клевета, молчание – ложь
C 10 апреля на Netflix можно посмотреть хоррор «Молчание», который напоминает прошлогоднее «Тихое место». Разбираемся, удалось ли платформе повторить успешную формулу.
«Молчание» / The Silence (2019)
Режиссер: Джон Р. Леонетти
Сценарий: Кэри ван Дайк и Шэйн ван Дайк по роману Тима Леббона
Оператор: Майкл Гэлбрейт
Продюсеры: Роберт Кульцер, Скотт Ламберт, Александра Милчэн и другие
Дистрибьютор: платформа Netflix (доступен с 10 апреля)
В США обнаружена обширная цепочка пещер. Не успел научный мир порадоваться открытию, как оттуда вылетел легион крылатых существ с чувствительным слухом — нечто среднее между птерозавром и летучей мышью. Города падают один за другим, а посреди катаклизма пытается выжить семья Эндрюсов.
Хорроры о вынужденной депривации органов чувств постепенно превращаются в тренд. То, что когда-то было ситуативным приемом, Джон Красински растянул до полного метра «Тихое место», приправив семейными ценностями (безотказный вариант) и актерским талантом Эмили Блант. «Птичий короб» Сюзанны Бир пошел дальше: сделал мировую угрозу более абстрактной, отнял у человечества зрение, а в центр повествования посадил не семью с глухонемым ребенком, а обычных людей, вынужденных на ходу приспосабливаться к новым условиям. Попасть в тренд попыталось и «Молчание» Джона Леонетти, но аналогичный почет ему вряд ли грозит.
В соответствии моде и желании зарабатывать деньги нет ничего плохого: известно великое множество примеров, когда сценаристы, продюсеры и режиссеры заимствовали друг у друга хайповые идеи и методы воздействия на зрителя, и отснятым картинам это никак не вредило. Обычная практика для жанрового кино, особенно для фильмов ужасов: так было и с джалло, и со слэшерами, и с джей-хоррорами, и с creature feature. «Молчание» отличается тем, что его создатели пытаются заработать, практически не вкладывая ничего нематериального.
Фильм основан на романе Тима Леббона — достаточно известного в кругах поклонников хоррор-литературы английского писателя, в библиографии которого важное место занимают новеллизации. Первоисточник переработали братья ван Дайк, специализирующиеся на мокбастерах, а съемками руководил Леонетти — отличный оператор, но невероятно стерильный режиссер. Действо разыграно хорошими актерами, однако результат все равно предсказуемо плох. Но Леонетти хочется винить меньше всех — он отработал ровно так, как умеет: без изысков, без индивидуального стиля, но и без крупных косяков (хотя на сцене с ротвейлером, пущенной в слоумо, хочется одолжить повязку у Сандры Буллок из «Птичьего короба»). А вот нарочитый идиотизм сценария режет по живому.
Если бы с текстом работал специализирующийся на трэше постановщик, то могло бы получится достойное кино с фигой в кармане. Однако с первых же кадров «Молчание» держит невероятно серьезную мину, при виде которой невозможно не рассмеяться. С размерами сюжетных дыр могут сравниться лишь планетоиды, и это касается не только конкретных эпизодов, но и самого концепта: такая развитая страна, как США, капитулирует перед ордой древних плотоядных летучих мышей. При этом существа настолько бестолковые, что с рвением камикадзе летят на любой звук — чем и пользуется в одной из сцен персонаж Стенли Туччи, включая дробилку для щепы. То есть все нашествие крылатых бестий смогли бы остановить два-три вертолета на центральной площади города. Внутренняя логика «Молчания» не вызывает ничего, кроме фрустрации: порой действия персонажей просто не поддаются разумному объяснению.
В то же время фильм лишен какой-либо самостоятельной идеи: семью с глухой дочерью одолжили у «Тихого места», а посыл «люди хуже любых монстров» встречается повсеместно — от Джорджа Ромеро и Дэнни Бойла до Фрэнка Дарабонта и Ксавье Жанса. Финальная сцена и вовсе отсылает то ли к «Голодным играм», то ли к игре Horizon Zero Dawn. В «Молчании» нет драмы, нет акцентов, нет расчлененки, нет интересных персонажей, нет чувства ритма и нет собственного стиля. Зато есть детский рейтинг, прискорбные компьютерные спецэффекты и целая куча ляпов в разных весовых категориях. Поэтому — тссс!
Читайте также: