«Ведьмы»: старая сказка на новый лад
В прокат выходят «Ведьмы» — новый фильм Роберта Земекиса («Назад в будущее», «Удивительный мир Марвена»), заново рассказывающий классическую сказку Роальда Даля. Дмитрий Соколов объясняет, чего можно ждать от фэнтезийной истории про злобных ведьм и маленьких мышей.
«Ведьмы» / The Witches (2020)
Режиссер: Роберт Земекис
Сценарий: Роберт Земекис, Кенья Беррис, Гильермо дель Торо, Роальд Даль
Оператор: Дон Бёрджесс
Продюсеры: Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо, Люк Келли, и др.
Где-то в Алабаме конца 1960-х живет десятилетний мальчик (Ясир Кадим Бруно), после смерти родителей он переселяется к бабушке (Октавия Спенсер), местной знахарке. Она много рассказывает ему о ведьмах, и однажды парень встречает одну из них в магазине. Решив, что в городе оставаться небезопасно, бабушка с внуком отправляются в роскошный флоридский отель, где мальчик невольно становится свидетелем шабаша. Ведьмы превращают главного героя в мышь, однако парнишке удается ускользнуть и теперь ему придется объединить силы ещё с парочкой детей, ставших грызунами, чтобы сорвать коварный план злых волшебниц и спасти не только себя, но и всех детей на планете.
Новая экранизация «Ведьм» неизбежно будет сравниваться с фильмом тридцатилетней давности, где главную ведьму блестяще сыграла Анжелика Хьюстон. При таком подходе, конечно, легко увидеть в фильме Земекиса лишь бледную копию работы Николаса Роуга. Между тем, такое сравнение не вполне правомерно. Сам Земекис подчеркивал, что его фильм — не ремейк, а новая, и более верная исходному сюжету, экранизация книги.
И если рассматривать новых «Ведьм» с этой точки зрения, то так фильм оказывается вполне адекватным своей задаче — Земекис, в отличие от Роуга, не стремится снять еще одну мрачную сказку с ярко выраженным оттенком хоррора, вместо этого он предлагает более детскую версию классической истории. Поэтому весь саспенс, который в фильме присутствует, рассчитан явно на детей примерно того же возраста, что и главный герой. Так что хоррор-компонент здесь настолько условный, насколько это вообще возможно в истории про ведьм, поедающих детей.
При этом здесь явно видно стремление придать актуальность старой истории — отсюда и смена главных героев на афроамериканцев, и 1960-е с их борьбой за гражданские права в качестве исторического фона, который ненавязчиво, но вполне отчетливо подчеркивается режиссером. Помимо этого, фильм хорошо выверен по динамике, основной упор сделан не на ведьм, а на приключения трех говорящих мышей (одна из которых женского пола). Из плюсов также стоит отметить хорошую работу художника по костюмам и актерскую работу Спенсер, в то время как Хэтуэй, хотя и старается, но отчаянно переигрывает, особенно со своим псевдонемецким акцентом.
В общем, новая экранизация «Ведьм» попадает скорее в категорию детского фэнтези, чем в категорию хоррор-сказки для среднего и младшего школьного возраста. Ничего особенно впечатляющего искать в фильме не стоит, но скуки он определенно не вызовет.