Питчинги Фонда кино – 2018 и российские хорроры

Фонд кино ежегодно проводит питчинги, по результатам которых решает, какие новые проекты российских кинематографистов стоит поддержать. Сейчас фонд проводит отдельный конкурс для кинокомпаний-лидеров и отдельный для так называемых «иных организаций», которые условно могли бы называться независимыми студиями по аналогии с общепринятым разделением голливудских студий на мейджоры и инди. В сумме было представлено семь проектов в жанре хоррора, шесть из которых — от независимых студий. Мы собрали информацию о каждом будущем фильме и о том, какие из них в результате были поддержаны Фондом кино в этом году.


«Рассвет»
(реж. Павел Сидоров)

О новом проекте продюсеров «Невесты» (2017) Владислава Северцева и Дмитрия Литвинова по сценарию Евгения Колядинцева мы уже писали на этапе кастинга и поиска режиссера.

У девушки при загадочных обстоятельствах погибает старший брат. Сразу же после его гибели ее начинают преследовать крайне реалистичные ночные кошмары. Девушка отправляется в институт сомнологии, где ее вместе с другими пациентами погружают в совместное осознанное сновидение. Однако после пробуждения все они оказываются в реальности, которая страшнее любого кошмара.

С тех пор не только прошли съемки тизера, но и был утвержден основной каст. Литвинов сообщил, что главные роли сыграют Аглая Тарасова («Лед» (2018), «Танки», 2018), Константин Лавроненко («Возвращение» (2003), «Как меня зовут» (2014), «Последний богатырь», 2017) и Оксана Акиньшина («Сестры» (2001), «Лиля навсегда» (2002), «Волкодав из рода Серых Псов» (2006), «Молот», 2016).

Режиссером стал Павел Сидоров, для которого «Рассвет» будет дебютом в полнометражном кино. Сейчас он известен прежде всего своей работой над клипом «Не Париж» (2018) группы «Ленинград». Режиссер пообещал, что проведет через фильм идею так, чтоб развлекательный жанр сочетался с авторским высказыванием. В «Рассвете» будет много графики, а потому его общий производственный бюджет окажется выше, чем у «Невесты», и составит примерно 70 млн руб, из которых 45 млн продюсеры запросили у Фонда кино. Проект нацелен и на более взрослую аудиторию, за счет чего планирует побить кассовые рекорды «Невесты». Уже решено, что прокатом будет заниматься компания «Каро», а кино выйдет 1000 копий. А еще «Рассвет» сразу поступит в кинотеатры стран Латинской Америки. В России выход фильма запланирован на 10 января 2019 года.

Северцев подчеркнул, что сейчас жанр хоррора только начинает выходить из положения маргинального, и это ярко продемонстрировал прошлогодний триумф фильмов ужасов в прокате. Если «Невеста» была попыткой воспроизвести готический хоррор на грани между «русскостью» и понятностью международному зрителю, то «Рассвет» уходит в современную городскую историю про то, что самые страшные демоны живут внутри людей. Северцев добавил, что не хочет делать фильмов «с балалайками и медведями». К ранее заявленным референсам — «Сиянию» (1980), «Кошмару на улице Вязов» (1984) и фильму «Астрал 4: Последний ключ» (2018) — добавился хай-концепт-хоррор «Тихое место» (2018).

Проект был поддержан на условиях стопроцентной возвратности.

«Пассажир»
(реж. Егор Абраменко)

Постановщиком этого космического хоррора, происходящего в 1983 году в СССР, станет Егор Абраменко, который до этого работал в рекламе, в формате короткого метра и в качестве режиссера второго юнита в «Притяжении» (2017). «Пассажир» расскажет историю советского космонавта, который притащил в себе на Землю монстра. В ответ на упрек находившегося в зале кинокритика Антона Долина во вторичности концепта по отношению к «Чужому» продюсеры Михаил Врубель и Александр Андрющенко (оба занимались проектами «Притяжение» и «Лед») ответили, что новизна их фильма будет заключаться в вопросе: «Как убить монстра, если вы с ним одно целое?» В прошлом году на фестивале «Кинотавр» была показана одноименная короткометражка, снятая Абраменко по сценарию Романа Волобуева. Тем не менее на питчинге Волобуев не упоминался — наоборот, продюсеры подчеркивали, что режиссер сам пришел к ним с идеей, будучи большим фанатом сайфай-хоррора.

Производственный бюджет проекта оценивается в 220 млн руб, что по меркам российских хорроров достаточно высоко. Для создания образа монстра привлечена студия визуальных эффектов Main Road|Post, работавшая над «Сталинградом» (2013), «Дуэлянтом» (2016) и «Притяжением». Продюсеры ранее уже получали от Фонда кино средства на разработку, а в 2018 году запросили 60 млн руб на производство. Фильм поддержан на безвозвратной основе.

«Закрытая комната»
(реж. Арсений Гончуков)

Режиссер Арсений Гончуков, известный по веб-сериалу «Район тьмы», и продюсер Арсений Шишканов представили проект мистического хоррора «Закрытая комната» с планируемым бюджетом в 40 млн руб. По сюжету молодая пара после переезда в новую квартиру обнаруживает скрытую комнату, и с этого момента их отношения осложняются. Фильм станет шагом в сторону диалога с молодым поколением, а жанр заявлен как способ поговорить «о вечных, о семейных ценностях». Пресловутая комната здесь будет выступать метафорой сложностей в отношениях. Своим намерением снять «Закрытую комнату» Гончуков фактически продемонстрировал, что уходить из режиссуры, как обещал раньше, он передумал.

Фонд кино отказал фильму в финансировании.

«Красные. Белые. Мертвые»
(реж. Светозар Головлев)

Проект «Красные. Белые. Мертвые» вырос из одноименной короткометражки Светозара Головлева. Фильм будет сочетать хоррор в стиле «От заката до рассвета» (1996), «30 дней ночи» (2007) и «Тихого места» (2018) с истерном в стиле «Белого солнца пустыни» (1969). Также в числе референсов назван фильм о гражданской войне «Служили два товарища» (1968). Действие будет происходить в 1919 году в сибирской тайге. Напомним синопсис короткометражки:

Отряд красноармейцев, охотясь по глухим сибирским лесам на недобитых и отступающих к границам Манчжурии белогвардейцев, наткнулся на деревню упырей. И охотники превратились в жертв.

Авторы планируют визуальное решение в стилистике кинокомикса и неонуара. При этом несмотря на то, что в отряде из шести красноармейцев будут присутствовать комические типажи, в целом фильм не будет стебом, отношение создателей к материалу — серьезное. У проекта есть месседж: «Для того, чтоб противостоять внешнему врагу, нужно объединиться».

Производственный бюджет «Красных. Белых. Мертвых» — 95 млн руб. Ранее авторы уже получали от Фонда кино средства на разработку, а теперь запросили 60 млн руб на производство, чтоб выйти в прокат в мае 2019 года. В этом году фонд отказал проекту в финансировании.

«Яга. Кошмар темного леса»
(реж. Святослав Подгаевский)

Новый проект режиссера Святослава Подгаевского («Пиковая дама: Черный обряд» (2015), «Невеста», 2017) и продюсера Ивана Капитонова снова обратится к славянскому фольклору. Авторы задались целью ввести образ Бабы-яги в городскую готику: она предстанет в виде няни, которая похищает младшую из двух детей в семье и заставляет родителей забыть о существовании дочери. Среди референсов были обозначены «Оно» (2017), «Дом странных детей Мисс Перегрин» (2016) и фильмы Гильермо дель Торо — в частности, «Лабиринт Фавна» (2006). Ранее Капитонов также называл сериал «Очень странные дела». Подгаевский с улыбкой добавил, что к славянским монстрам сейчас на Западе есть повышенное внимание (вероятно, это шутка, касающаяся политических новостей последних лет), а месседж фильма сформулировал как «самое главное — научиться слушать и слышать друг друга».

Авторы решили сделать упор на медийный кастинг: в дримкасте числятся Денис Шведов («Майор» (2013), «Неуловимые», 2015), Светлана Устинова («Холодный фронт» (2015), «Хардкор» (2016), «Маршрут построен», 2016), Игорь Хрипунов («Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста», «Конверт») и Юлия Александрова («Все умрут, а я останусь» (2008), «Горько!» (2013), «Самый лучший день», 2015). Сопродюсером фильма стала компания компания «Нон-Стоп Продакшн» Сергея Мелькумова и Александра Роднянского. Из производственного бюджета в 70 млн руб у Фонда кино было запрошено 35 млн на безвозвратной основе и 10 млн — на условиях стопроцентной возвратности. В итоге проект был поддержан.

«Резервная копия»
(реж. Евгений Абызов)

Проект начинающего режиссера Евгения Абызова и продюсера Ильи Стюарта («Холодный фронт» (2015), «Ученик» (2016), «Блокбастер», 2017) по сценарию Алексея Казакова («Горько!», «Самый лучший день») позиционируется как «хоррор, который вламывается на территорию артухи» или как смесь «Я шагаю по Москве» (1963) с «Сиянием» (1980). По сюжету невзрачная студентка ворует телефон и с этого момента становится раскованной и социально успешной. Но тут девушку начинает преследовать Тень — здесь авторы отсылают к исследованиям архетипов психиатра Карла Густава Юнга. Задача фильма не только напугать зрителя, но и «протащить контрабанду остросоциальных проблем» и столкнуть «благостный инстаграм с социальной жестью ютуба».

В «Резервной копии» планируется много кадров, сделанных на телефон. Маркетинг проекта будет строиться не на известных актерах, а на провокации: обещаны секс и насилие. Основными зрителями должны стать женщины 20–25 лет, а первые показы фильма авторы мечтают устроить на профильных фестивалях типа Fantasporto. Выход в российский прокат ожидается в конце 2019 года. Производственный бюджет фильма — 57 млн руб, у Фонда кино авторы запросили 28 млн, но эксперты проект не поддержали.

«Девятая»
(реж. Николай Хомерики)

Наконец, единственным мрачным жанровым проектом, предложенным кинокомпанией-лидером, стала «Девятая» от продюсера Александра Роднянского («Левиафан» (2014), «Дуэлянт» (2016), «Нелюбовь» (2017), «Мачете убивает», 2013) и режиссера Николая Хомерики («Сказка про темноту» (2009), «Ледокол» (2016), «Селфи», 2017). Фильм унаследует визуальный стиль «Дуэлянта» с его мрачным Петербургом XIX века, но минимизирует драму и уйдет в «бескомпромиссно жанровое кино».

По словам Роднянского, «Девятая» планируется как мистический триллер, в котором будут поклонники оккультных наук, древний алтарь и трупы ритуально убитых девушек. Распутывать историю придется полицейскому в исполнении Евгения Цыганова («Блокбастер») и англичанке Оливии Рид (Кая Скоделарио из франшизы «Бегущий в лабиринте»). Антагонистом будет преступник, за которым стоит «подлинное инфернальное зло», а финалом станет поединок на Дворцовой площади.

Из 450 млн руб бюджета Роднянский запросил у Фонда кино 100 млн. Деньги было решено выделить на безвозвратной основе. Выход фильма в прокат запланирован на начало 2019 года.


Смотреть презентации проектов на питчингах:

«Девятая»
«Пассажир»
«Рассвет»
«Закрытая комната»
«Красные. Белые. Мертвые»
«Резервная копия»
«Яга. Кошмар темного леса»

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Александр

    А мне понравились проекты. Не все и не всё — вдаваться не буду в конкретику. Вернее понравилось, что ужасами занимаются люди. И про космос — это хорошо. У нас в ужасах непаханое поле. И, вот как раз если бы на Чужого и т.д.был похож, то я бы обрадовался.

WordPress: 39.51MB | MySQL:204 | 0,824sec