«Автомобиль-беглец»: неуправляемая машина на магистрали

«Автомобиль-беглец»: неуправляемая машина на магистрали

В картине 1997 года «Автомобиль-беглец» режиссёр Джек Шолдер и оператор Ангел Декка мастерски передают состояние людей, запертых в машине, у которой отказали тормоза. Андрей Волков продолжает вспоминать впечатляющие проекты прошлого.


«Автомобиль-беглец» / Runaway Car (1997)

Режиссёр: Джек Шолдер
Сценарист: 
Пол Ф. Эдвардс
Оператор: 
Ангел Декка
Продюсеры: 
Дори Чейз, Эд Лахти, Шелдон Пиньчук, Майкл Рэй Родс, Лори-Этта Тауб


Американский постановщик Джек Шолдер хорошо знаком киноманам по своему раннему творчеству. Он режиссёр таких культовых лент, как «Одни во тьме», «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» и «Скрытые». В 1990-е он работал в основном на телевидении, где снимал не только хорроры («Зловещее отражение»), но и фантастику («Поколение Икс»). Его фильм «Автомобиль-беглец» изначально задумывался как сиквел «Скорости», однако продюсеры были не уверены, что лента сумеет повторить кассовый успех режиссёрского дебюта Яна де Бонта. Возможно, в дальнейшем они пожалели о своём решении, поскольку вышедшая через год «Скорость 2: Контроль над круизом» с трудом окупила собственный бюджет. Не помогли ни блестящий оператор Ян де Бонт, в кресле режиссёра, ни обаятельная Сандра Буллок в главной роли.

Опытный сценарист Пол Ф. ЭдвардсКрутые водилы», «Огненные птицы») выстраивает историю о потерявшей управление машине в жанре репортажа, а режиссёр Джек Шолдер при помощи виртуозного параллельного монтажа создаёт иллюзию, что действие ленты происходит в реальном времени. Мы видим беду четырёх пассажиров, которые стали заложниками несущегося на большой скорости автомобиля глазами различных людей — журналистов, освещающих «жареную» историю, чиновников, решающих, что делать с взбесившейся машиной, и, конечно, героического патрульного Исайи Бьюфорта (Леон).

Пол Ф. Эдвардс и Джек Шолдер усложнили изначальную концепцию сиквела «Скорости» элементами драмы, живописуя все трудности, с которыми сталкиваются полицейский Бьюфорт и оператор службы 911 Олли Бёрд в желании помочь заложникам неуправляемой машины. Бьюфорт мог чувствовать и личную вину, ведь он сначала не поверил медсестре Дженни Тодд, сидящей за рулём машины, что с её транспортным средством что-то не так.

Авторы фильма при помощи напряжённых сцен споров чиновников различных департаментов убедительно изображают, что они заботятся вовсе не о возможных жертвах, а всего лишь не желают брать на себя дополнительную ответственность, рискуя карьерой. Конкретная трагедия людей, которым не повезло находиться во взбесившейся машине, оказывается на одной чаше весов, в то время как на другой — всевозможные риски для бюрократического аппарата.

Режиссёр, впрочем, показывает, что в системе всегда есть тот, кто способен если не проникнуться трагедией пострадавших, то хотя бы профессионально подойти к своим обязанностям по охране жизни и здоровья налогоплательщиков. Это не только смелый полицейский Бьюфорт или без пяти минут пенсионер Олли Бёрд, но и начальник полиции капитан Джим Лубен, который лавирует между обычным для человека высокой должности желанием минимизировать собственные риски и искренним порывом помочь запертым в машине людям.

Почти всё действие ленты происходит в дороге, и режиссёру не только удалось захватывающе снять отчаянные попытки героев не попасть в аварию на неуправляемой машине, но и усилить напряжение за счёт попыток представителей разных ведомств договориться друг с другом. Джек Шолдер также показывает важную роль СМИ. Когда над автострадой летает вертолёт журналистов, а многочисленные корреспонденты в прямом эфире освещают происшествие взволнованным американцам, гораздо меньше риск, что власти решат пожертвовать жизнью четырёх человек под лицемерным предлогом охраны общественного порядка.

Бюрократия всегда работает по пути наименьшего сопротивления и часто необходимо приложить много усилий, даже идти на хитрость, как полицейский Бьюфорт, чтобы заставить шестерёнки государственного механизма вращаться в правильную сторону. В ленте Шолдера нашлось место и героизму, когда напарник Бьюфорта, сидящий за рулём другой машины, пожертвовал своим транспортным средством и, возможно, здоровьем, чтобы сбить с дороги преграждающие путь бочки с водой. Эта сцена является кульминацией картины и надолго врезается в память.

Как и полагается драме, образ главной героини Дженни Тодд постепенно эволюционирует. Мы знакомимся с ней в больнице, где её персонаж ведёт себя неуверенно во время операции, чем раздражает хирурга. Кажется, что она пасует перед трудностями и не способна действовать решительно в стрессовой ситуации. Например, боясь попасть в аварию, Дженни ездит медленнее остальных водителей и тщательно соблюдает все правила дорожного движения. Но по злой иронии судьбы именно её машина вышла из-под контроля и на скорости мчит вперёд. Чтобы выжить самой и спасти жизнь пассажиров, Дженни приходится собрать волю в кулак и оперативно реагировать на постоянно возникающие трудности. Лишь в финале Дженни позволит себе расплакаться в объятиях Бьюфорта.

В главной роли Дженни Тодд достойно выступила Нина Семашко («Дикая орхидея», «Загадочная женщина»). В ленте Шолдера актриса исполняет роль типичной серой мышки — неуверенной одинокой медсестры, согласившейся взять к себе младенца сестры, пока она будет на собеседовании в другом городе.

В противовес Дженни, её пассажир Эд Лоутер, IT-бизнесмен, опаздывающий на презентацию своего проекта, самоуверен и постоянно говорит девушке, чтобы она ехала быстрее. Будучи человеком из высшего круга, он привык перекладывать ответственность на других людей. Однако и его характер претерпевает некоторые изменения. Постепенно с него слетает шелуха важного начальника, и по мере приближения ленты к финалу Эд Лоутер всё чаще проявляет себя как человек. Роль Эда досталась Джаджу Райнхолду («Полицейский из Беверли-Хиллз»). А самым отважным заложником взбесившейся машины стал пострадавший в аварии стритрейсер (Брайан Хукс). Многие захватывающие сцены ленты разворачиваются именно с его участием.

«Автомобиль-беглец» — одна из лучших поздних работ Джека Шолдера, пусть и не дотягивающая до прославивших его фантастических хорроров 1980-х. Имея на руках небольшой бюджет, режиссёр сумел снять не менее увлекательный дорожный триллер, чем «Скорость» Яна де Бонта. Он грамотно усиливал напряжение при помощи чисто драматургических приёмов — столкновений мнений и характеров, как находящихся в машине людей, так и многочисленных чиновников, от решения которых зависит, дадут ли мчащемуся по магистрали транспортному средству «зелёный» коридор.

Кинематограф по своей сути — это захват движения. Оттого неудивительно, что вызывают особый интерес у зрителей и роуд-муви, где герои за экранное время преодолевают значительное расстояние. Вот и магия телефильма Шолдера во многом связана с прекрасной операторской работой Ангела Декка. Под руководством режиссёра Декка снимает машину на скорости движущейся камерой с разнообразных точек восприятия и также динамично запечатлевает разговорные перебивки в кабинетах чиновников, подчас выбирая причудливые ракурсы, ведь на кону не только человеческие жизни, но и собственные карьеры стражей общественного порядка. И неясно, что закончится быстрее — бензин в неуправляемом транспортном средстве или сдерживающие факторы в головах бюрократов.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.97MB | MySQL:107 | 1,039sec