«Последний Ронин»: (не) только грязь и тьма

«Последний Ронин»: (не) только грязь и тьма

В российский прокат вышел постапокалиптический экшн-триллер «Последний Ронин», умело сочетающий стильное насилие, лёгкую иронию и завораживающий видеоряд. Об одном из самых громких отечественных релизов года рассказывает Дмитрий Соколов.


«Последний ронин», 2024

Режиссёр: Макс Шишкин
Сценарий: Макс Шишкин
Оператор: Василий Григолюнас
Продюсеры: Вадим Верещагин, Владимир Маслов, Сергей Шишкин, Эльвира Дмитриевская, Наталья Шибанова, Эльза Серова, Мурад Османов и др.


Через много лет после глобальной катастрофы мир превратился в бесплодные земли, по которым скитаются воины-одиночки и мародёры разной степени дикости, а власть принадлежит многочисленным кланам, кое-как договорившимся между собой. Опытный выживальщик Ронин (Юрий Колокольников) соглашается за солидную оплату провести хрупкого вида девочку Марию (Диана Енакаева) через опасные районы пустошей к загадочной Стене. Дорога обещает быть долгой и тяжелой: по пятам за парочкой следует орда головорезов-варваров, а впереди — людоеды, древние роботы-убийцы и прочие опасности.

«Последний Ронин» — дебютный полный метр клипмейкера Макса Шишкина, оформленный как любовный трибьют классике постапокалиптических боевиков: общая сюжетная схема отсылает к фильмам вроде культового «Киборга» (1989), пара центральных персонажей перекликается и с «Терминатором 2» (1991) и с «Шестиструнным самураем» (1998), ну а сеттинг явно опирается на второго «Безумного Макса» (1981). Несмотря на обилие заимствований, Шишкин очень эффектно использовал жанровые клише и расхожие образы. При том, что никаких откровений «Последний Ронин» не предлагает, выверенный темп, продуманный стиль и сочное насилие в сумме дают отличный результат.

Два часа экранного времени пролетают незаметно, во многом благодаря тому, что в фильме представлен проработанный мир, где постоянно что-то происходит. За Ронином и Марией постоянно следят дикари в чёрных лохмотьях с арбалетами наперевес, по дорогам семенят чьи-то курьеры в противогазах, заброшенный склад боеприпасов охраняют гигантские «робо-блохи», а однажды ночью путникам придётся сражаться с сектой людоедов, обожающих галлюциногены.

Сценарий разворачивается неспешно, однако никогда не буксует, за счёт того, что Ронина и Марию поджимает время и окружают враги. Спокойные «разговорные» эпизоды тут нередко прерываются внезапным нападением или появлением каких-то мутных персонажей, так что в «Последнем Ронине» пафосные диалоги уравновешены добротным экшеном и точечной иронией. С каждым днём пути Мария узнает о своём проводнике все больше, а он всё чаще демонстрирует широкий спектр своих навыков — от чтения иероглифов до владения пулемётом.

Картины из постапокалиптической жизни даны широкими, но запоминающимися мазками. Это, в первую очередь, заслуга команды художников: им удалось создать яркий и разнообразный стиль для каждой локации и каждого племени. В сценах на рынке преобладают «песочные» желтовато-коричневые тона. Во время ночной драки всё вокруг приобретает оттенок ржавчины. А в королевской цитадели внутри той самой Стены отлично контрастируют холодные отблески металла и слепящая яркость золота. Обитатели пустошей тоже получились очень колоритными. Тут есть и типичные бродяги-оборванцы, и куда более впечатляющие персонажи вроде короля, восседающего на троне из автоматов.

Отдельно хочется выделить похищение Ронина и девочки ночными каннибалами. Вся сцена сражения с людоедами снята одним кадром, и напоминает стелс-эпизод из «The Last Of Us» или «The Evil Within». Ронин аккуратно бредёт во тьме, то и дело раздавая удары, потом добывает свою катану, и вместе с Марией идёт сквозь окружающий мрак, в нужные моменты протыкая врагов острым лезвием. Если в целом «Последний Ронин» выглядит как лихой постапокалиптический боевик, то здесь он ненадолго превращается в отменный хоррор о выживании.

Насилия в фильме хватает с избытком, но жестокость здесь столь же эстетичная, сколь и выверенная. Оператор Василий Григорлюнас (он работал на сериалами «Топи» и «Внутри убийцы») то и дело находит затейливые ракурсы, меняет планы и увлеченно играет с перспективой, из-за чего все сцены сражений хоть немного, но отличаются друг от друга. Будет и классическая драка «один с мечом против всех» в начале фильма, и расстрел бронированной «блохи», а под конец Ронин для одной разборки обзаведётся даже пулемётом. Под тревожную электронику от Mimiko пули рвут на части вражескую плоть, брызжет кровь, а руки и ноги разлетаются в стороны — смотрится гипнотически.

Но, по традиции, лучшее блюдо припасено напоследок. Проникнув в цитадель Короля, Ронин устраивает бойню в узком коридоре (снятую «с видом сверху» а-ля четвертый «Джон Уик»), а затем начинается тройная (!) дуэль. Ронин, вождь варваров и сам Король (в пижонской золотой маске) интенсивно рубятся друг с другом, пока в живых не останется только один. Потенциал «Последнего Ронина» лучше всего раскрывают именно боевые сцены, где выдумка и драйв образуют завораживающе мощный по воздействию визуальный коктейль.

Что касается недостатков, то самый заметный из них — не всегда удачное микширование звука. Порой за обволакивающей фоновой музыкой сложно расслышать речь главных героев, а некоторые реплики звучат словно в пустоте актового зала. Здешние диалоги, может быть, и грешат излишней высокопарностью, но она хорошо укладывается в стиль: Ронин последовательно выведен немногословным и уставшим от постоянных битв солдатом, который говорит лишь самое важное, не тратя зря ни единого слова. По части актёрской игры хочется отметить прежде всего Колокольникова (хорошо попавшего в образ) и Даниила Воробьёва, блеснувшего в роли утончённого садиста и манипулятора Короля. Слушать его пространные монологи на французском — особое лингвистическое удовольствие, а невозмутимый переводчик монарха (отличный Роберт Юсупов) — один из лучших второстепенных персонажей фильма. Впрочем, высот шекспировской драмы тут покорять не нужно: «Последний Ронин» на передний план всегда выдвигает яркие сражения и красочные локации, а не психологическую прорисовку характеров.

На фоне засилья «сказочной» тематики в российском кинематографе фильм Макса Шишкина выглядит вдвойне приятным глотком свежего воздуха. Это красивый, изысканно жестокий и динамичный оммаж классике постапокалиптического жанра, созданный с несомненной любовью и вниманием к деталям. Если вы устали от обычного предновогоднего репертуара кинотеатров, «Последний Ронин» станет от них действенным противоядием.

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.97MB | MySQL:104 | 0,993sec