«Ведьма. Деревня проклятых»: минус на минус не даёт плюс
В прокат вышел хоррор Джоко Анвара «Ведьма. Деревня проклятых», собравший в себе все основные черты индонезийских фильмов ужасов. Какими способами пугает и какой посыл передаёт через насилие режиссёр, рассказывает в своей рецензии Артём Петров.
«Ведьма. Деревня проклятых» / Perempuan Tanah Jahanam (2019)
Режиссёр: Джоко Анвар
Сценарий: Джоко Анвар
Оператор: Ичал Танджун
Продюсер: Шанти Хармайн, Тиа Хасибуан, Аурора Ловенсон Чандра, Бен Соебиакто и др.
Пережив покушение на свою жизнь, молодая девушка по имени Майя (Тара Басро) начинает испытывать серьёзные денежные трудности. Вскоре она принимает решение отправиться вместе с лучшей подругой Диной (Марисса Анита) в деревню, где родилась. Там стоит огромный родительский дом, который можно выгодно продать. Воспоминаний о детстве не осталось, однако, девушка не подозревает, что местные жители уже давно ждут её приезда. Поездка не принесёт Майе никакой радости, но вскроет массу тёмных секретов.
В своих работах Джоко Анвар, как правило, стремится совмещать традиционные элементы фольклора своей родины и характерные для запада жанры, такие как нуар или слэшер. Однако в «Ведьме. Деревня проклятых» он обращается к более классическому индонезийскому хоррору.
Действие начинается в большом городе, но быстро перемещается в более мрачное и таинственное место — окружённую густым лесом деревню, которую невозможно найти без помощи проводника. На карте она не указана, а к населённому пункту не существует удобной дороги. Словно жители сами отгородились от всего мира и не желают, чтобы их посетили незваные гости.
Хмурые взгляды людей, обращенные на приезжих намекают на то, что им есть, что скрывать. Каждый день проходят похороны, а в самой деревне стоит гробовая тишина, которую не нарушают крики и звонкий смех детворы. Так явно было не всегда и населенный пункт видел свои лучшие дни, о чём, словно с насмешкой, напоминает огромный заброшенный дом, остаток былой роскоши. Так что же случилось? Ответы таятся на том самом кладбище.
Проработав облик деревни, постановщик вводит сцену с ещё одним элементом национальной специфики своей страны. Один из ключевых персонажей представляет обитателям деревни ваянг, кукольный театр теней, который, согласно преданиям, способен призывать души умерших. С помощью этого зрелища Анвар отражает всё то, за что зритель любит индонезийские фильмы ужасов. Через него раскрывается вся мистическая подноготная, демонстрируются элементы фольклора и сцены насилия, которыми режиссёр прославился в своих ранних работах, например, в «Запретной комнате». При этом Джоко Анвар ходит по тонкой грани, вызывая лёгкий шок, но не сильное отвращение. Все самые кровавые сцены остаются за кадром, зрители видят лишь последствия.
Таким образом Анвар стремится заложить мощный гуманистический посыл и напомнить простую истину — ненависть порождает еще большую ненависть. Именно она становится причиной большинства бед не только для жителей одной конкретной деревни. В надежде исправить положение, люди следуют простой математической формуле, согласно которой минус на минус должен дать плюс. Но это не работает, когда дело касается насилия и жестокости. Нужно не усугублять ситуацию, а просто вовремя остановиться, пока не стало слишком поздно.
«Ведьма. Деревня проклятых» — идеальный образец современного индонезийского фильма ужасов, который помогает раскрыть особенности хорроров данной страны. Через фольклорные элементы раскрываются культурные традиции и мистическая атмосфера Индонезии, знакомство с кинематографом которой впоследствии обязательно захочется продолжить.